Кислотный и гелевый аккумулятор, какой выбрать? Какой автомобильный аккумулятор выбрать – гелевые против кислотных

Какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный

Какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный

Различия

Основное отличие между гелевыми и свинцово-кислотными батареями состоит в агрегатном состоянии электролита: в первых он загущен силиконовым наполнителем, а во вторых находится в жидком состоянии. К тому же на гелевых АКБ используются свинцовые пластины, а на свинцово-кислотных к свинцу с историей развития добавляли разные примеси.

Это обуславливает разницу в эксплуатационных параметрах, в то время как отличить гелевый аккумулятор от кислотного почти невозможно внешне. Может возникнуть вопрос, как определить гелевый аккумулятор. Для этого используют маркировки.

Зарядка для гелевых АКБ своими руками

Если у вас есть определённые навыки и желание собрать зарядку для аккумулятора самостоятельно, то вы можете сделать это с помощью представленной схемы и видео.

схема для изготовления зарядного устройства для гелевого аккумулятора своими руками

Более подробно о том, как собрать зарядное устройство на микросхеме L200C аккумулятор самостоятельно написано в этот статье: http://rustaste.ru/improvised-charger-for-gel-batteries-l200c.html

Сравнение: какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный?

какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный

Если с плюсами гелевых аккумуляторов все понятно, то что же можно сказать о свинцово-кислотных?

Они проверены временем и их положительные стороны давно известны:

  • низкая стоимость;
  • приемлемый срок службы около 5 лет;
  • устойчивость к перезарядам;
  • простота обслуживания и зарядки.

Сравнение показывает, что обычный аккумулятор немногим уступает gel-технологиям. Из основных преимуществ гелевой технологии можно выделить более продолжительный срок эксплуатации, меньшие потери во время простоя автомобиля и устойчивость к глубоким разрядам.

Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы

Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.

Конструкция гелевых АКБ

Чем отличается гелевый аккумулятор от кислотного

В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.

Читайте также:  Самодельный пневмодомкрат для автомобиля

Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.

Основные элементы источника питания:

  • положительные и отрицательные электроды;
  • пористые пластины-сепараторы;
  • электролит;
  • клапаны;
  • клеммы;
  • корпус.

Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.

Характеристики Gel-аккумуляторов

Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
  • Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
  • Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
  • Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
  • Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).

Маркировка гелевых АКБ

Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:

  1. Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.

Чем отличается гелевый аккумулятор от кислотного

  1. Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).

Второй (буква) — месяц начиная с января (А).

Третий и четвёртый (цифры) — день месяца

Чем отличается гелевый аккумулятор от кислотного

  1. Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).

Чем отличается гелевый аккумулятор от кислотного

Срок службы гелевых аккумуляторов

Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.

На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.

Зарядное устройство для герметичных свинцовых гелевых аккумуляторов

Чем отличается гелевый аккумулятор от кислотного

Заряжать гелевые АКБ обычным ЗУ для свинцовых жидких аккумуляторов нельзя. Для них нужно устройство, отвечающее следующим требованиям:

  • Первый этап зарядки ведется при постоянном токе силой 0,1 С20, где С20 – цифровое значение емкости аккумулятора. При этом напряжение поднимается до номинального для батареи.
  • При постоянном напряжении продолжается зарядка с убывающей силой тока до 0,02 С20.
  • Одновременно контролируется температура в банках с выводом показаний на корпус прибора.

То есть ЗУ должно иметь регулируемые параметры тока и напряжения и электронную плату слежения за процессом, для того чтобы не перегреть батарею и вовремя остановить зарядку.

Если нет специального зарядного устройства, можно воспользоваться обычным. Но при этом собирается схема их двух аккумуляторов, соединенных параллельно. Первый выступает в роли трансформатора, сглаживает параметры напряжения. Подключение ЗУ ведется через дополнительный прибор. Условие – на первых минутах зарядки нужно проверить нагрев гелевого аккумулятора. Если нагрева нет, можно зарядить, систематически вручную контролируя напряжение на клеммах и температуру. Если батарея сразу начала греться, вздулась – она пришла в негодность.

Как проверить гелевый аккумулятор в домашних условиях?

Для этого подойдет обычный тестер/мультиметр. Алгоритм проверки:

  1. Снимите крышку с АКБ если таковая имеется.
  2. Отсоедините минусовой провод от клеймы, а затем плюсовой.
  3. Измеряющий прибор переведите в режим измерения напряжения.
  4. Аккуратно соблюдая полярность подсоедините щупы прибора к контактам батареи.
  5. На индикаторе отобразится уровень напряжения.

Если U равно 12,8-12,9 вольт, то нормально.

12,6 V – говорит о том, что зарядка составляет около 75%. Напряжение 12,3 V свидетельствует о том, что потребуется подзарядка ведь элемент питания заряжен на 50%.

Проверка с помощью нагрузочной вилки

В момент приобретения АКБ проверяется нагрузочной вилкой. Это устройство забирает какую-то часть тока. В итоге напряжение не должно упасть ниже 9 вольт. Время теста 15 секунд по Российскому ГОСТУ и 30 секунд по Евро стандарту. После отсоединения проверочной вилки напряжение должно восстановится до 12,6-12,7 вольт.

Если после проверке показатели не стали равны нужному напряжению и вольтаж составил меньше 9 вольт, то подобный АКБ брать не советуем. Вероятно, что он достаточно долго пробыл в складском помещении без использования. И его емкость значительно понизилась.

Таким образом каждый потребитель может проверить ГА на работоспособность.

Виды аккумуляторов для ИБП и термины

Прежде всего нужно запомнить, что ВСЕ аккумуляторы, выпускаемые на данный момент промышленностью для ИБП являются свинцово-кислотными. Еще одни «пугающие» аббревиатуры — VRLA и SLA — обе относятся к аккумуляторам, которые применяются в источниках бесперебойного питания. Также такие батареи называются необслуживаемыми и герметизированными.

VRLA расшифровывается как Valve Regulated Lead Acid, в вольном переводе это означает Регулируемые клапаном свинцово-кислотные.

SLA означает Sealed Lead Acid, т. е закрытые (герметизированные) свинцово-кислотные.

Необслуживаемые — означает, что в АКБ этого вида не требуется следить за уровнем электролита и доливать воду, как, например, в автомобильных.

Читать также:  Масло тотал производитель страна

Обозначение герметизированные (герметичные) говорит о том, что из батареи этого типа не прольется электролит, даже если она опрокинется набок или будет испытывать тряску. Также герметичность позволяет эксплуатировать их в жилых помещениях: горючие пары, выделяющиеся в процессе работы аккумулятора, остаются «запертыми» внутри, и только при нарушениях условий работы может открыться аварийный клапан.

И все эти определения — не разные типы аккумуляторов, а один и тот же: VRLA /SLA необслуживаемые герметизированные (герметичные). Именно этот тип получил наиболее распространение в источниках бесперебойного питания. В других системах могут использоваться стартерные обслуживаемые и стартерные необслуживаемые, но о них мы сегодня говорить не будем.

Гелевые и AGM

Для того, чтобы достичь герметичности и устранить необходимость в обслуживании аккумуляторов для ИБП производители применяют две различные технологии: GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat). Обе технологии обеспечивают рекомбинацию газов для сохранения объема электролита и его «связывание» во избежание выплескивания.


В гелевых аккумуляторах жидкий электролит доведен до желеобразной, вязкой консистенции путем добавления в него соединений кремния. В результате электролит не выплескивается при тряске, и не вытекает при незначительных повреждениях корпуса. Эта технология появилась первой, именно поэтому многие по старинке все герметичные необслуживаемые аккумуляторы называют гелевыми.

Распространено также бытовое название «гелИевые аккумуляторы», что в корне не верно. Газ гелий не имеет никакого отношения к аккумуляторным батареям.

Благодаря вязкому состоянию в гелевых АКБ происходит рекомбинация газов:

  • В результате химической реакции вода в батарее распадается на водород и кислород.
  • Ионы водорода и кислорода остаются в замкнутом пространстве батареи и, перемещаясь по микропорам и трещинам в геле, соединяются и снова образуют воду.
  • Вода впитывается гелем, восстанавливается первоначальный объем электролита.

В итоге мы имеем батарею, в которую не нужно доливать воду, поскольку она практически не испаряется. Кроме того, не происходит газовыделение, поэтому АКБ может использоваться в жилых помещениях.


В AGM-аккумуляторах пространство между пластинами заполнено стекловолокнистыми матами, которые впитывают в себя электролит.

На фото — вскрытый AGM-аккумулятор, в котором можно рассмотреть те самые «Glass Mat» — стекловолоконные маты.

Благодаря этому достигаются практически те же цели, что и в гелевых: электролит не выплескивается и в порах наполнителя происходит рекомбинация газов, т. е. перед нами такая же необслуживаемая герметичная батарея, как и гелевая. Разве что при повреждении корпуса электролит, скорее всего, вытечет и повредит расположенное рядом оборудование. Именно поэтому в дорогих телекоммуникационных системах часто предпочитают использовать АКБ типа GEL VRLA.

Технология AGM — более новая, чем GEL.

Обратите внимание, что:

  • И GEL, и AGM батареи являются свинцово-кислотными.
  • Это две разные технологии.

А как же мультигелевые?

Мультигелевые аккумуляторы, по сути не являются отдельным типом источников питания. Чаще всего производители и торговые точки используют это название для AGM батарей.

Например, на фото ниже — аккумулятор Luxeon LX12120MG 12Ah (обратная сторона). В очень многих интернет-магазинах он продается под маркой «мультигелевый», о чем свидетельствует и маркировка «MG» в наименовании, однако производитель на самой батарее указывает что это: «Технологія: AGM, необслуговуєма батарея» (укр.) (Технология AGM, необслуживаемая батарея).

А учитывая что цена на мультигелевые аккумуляторы всегда ниже чем на гелевые, и это при том, что гелевая технология довольно дорогая — в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело именно с AGM.

Какой лучше аккумулятор гелевый или кислотный

Гелевая технология характеризуется меньшими нагрузочными характеристиками. К тому же ввиду большого сопротивления электролита затруднено снятие высоких токов и ухудшена работа в коротких режимах с большими нагрузками. Такие АКБ более чувствительны к температурным условиям. Нарушение условий эксплуатации приводит к интенсивному и безвозвратному старению. Ввиду невозможности обеспечения стабильного зарядного напряжения гелевые аккумуляторы требуют особого зарядника. Такие батареи требуют четкого соблюдения эксплуатационных условий. К тому же их параметры избыточны для многих автомобилей. Их использование оправдано на моделях с большим количеством энергозатратного оборудования. Более распространены они в качестве накопителей энергии на ветровых и солнечных электростанциях, на переносном оборудовании, в домах, и как резервные источники питания для коммуникаций. Хотя на западе гелиевые АКБ хорошо распространены.

Свинцово-кислотные аналоги не столь долговечны, опаснее, но достаточно энергоемкие, проще в эксплуатации и обслуживании. Однако решающий фактор в выборе гелевого аккумулятора или кислотного – цена. Модели с жидким электролитом дешевле в среднем в 3 раза. Для большинства пользователей это компенсирует все их недостатки относительно более совершенных АКБ.

Поэтому, несмотря на преимущества более совершенных гелевых и AGM аккумуляторов, свинцово-кислотные варианты сохраняют популярность ввиду приемлемого соотношения стоимости и эксплуатационных качеств.

К тому же нет однозначного мнения, лучше ли GEL батареи кислотных или нет. Существует мнение, что обозначенные достоинства незначительны в условиях повседневной эксплуатации. Поэтому определиться, какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный, предстоит каждому пользователю, взвесив их различия.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

К достоинствам гелевых аккумуляторов стоит отнести:

  • продолжительный срок эксплуатации (около 10 лет);
  • большое количество циклов зарядов-разрядов;
  • до 400 полных разрядов;
  • нет необходимости срочно заряжать источник питания в случае его глубокого разряда;
  • небольшие потери ёмкости в случае простоя АКБ (около 20% в год);
  • прочность и надёжность этого вида источников питания за счёт качественных комплектующих;
  • высокая эффективность при малом внутреннем сопротивлении;
  • не требуют обслуживания;
  • отличаются безопасностью эксплуатации за счёт непроницаемости корпуса.

Вместе с тем стоит сказать и о некоторых недостатках аккумуляторов, изготовленных с помощью gel-технологий:

  • При зарядке источника питания следует контролировать подаваемое напряжение. Если превысить допустимое значение, то начнётся процесс разрушения компонентов.
  • Чувствительность гелевых АКБ к низким температурным режимам из-за застывания электролита и ухудшения его свойств.
  • Чувствительность батарей к коротким замыканиям.
  • Высокая стоимость по сравнению со свинцово-кислотными АКБ.

Особенности кислотных АКБ

Чтобы определить, какой аккумулятор всё же лучше, сравнивая гелевый и жидкостный кислотный варианты, нужно отдельно изучить особенности каждого из них.

Первым на рассмотрении будет классический свинцово-кислотный аккумулятор, в котором электролит представлен в виде жидкости. Как вы помните, гелевый отличается именно гелеобразным состоянием рабочей жидкости.

Несмотря на существенный прорыв в разработке современных источников питания для автомобилей, свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом продолжают оставаться самыми популярными и распространёнными. Причём принцип работы АКБ не изменился с момента начала их производства.

Внутри корпуса располагается 6 отдельных, изолированных отсеков. Их принято называть банками. В каждой банке находится набор пластин, покрытые жидким электролитом. Пластины, помимо свинца, дополнительно имеют различные примеси. У старых технологий использовалась сурьма. Более современные решения имеют в основе кремний, цинк, серебро. Сам электролит на 35% состоит из серной кислоты, а весь остальной объём занимает дистиллированная вода. Это позволяет достичь оптимальных характеристик и обеспечить эффективную электрохимическую реакцию.

Чтобы не допустить короткого замыкания, между отсеками АКБ располагаются так называемые сепараторы. Одна банка вырабатывает примерно 2 В, что в сумме позволяет получить АКБ примерно на 12,4 В.

Кислотные аккумуляторы авто

К преимуществам свинцово-кислотных аккумуляторов можно отнести такие пункты:

  • эти батареи достаточно устойчивы к перезарядам;
  • на рынке предлагается огромный ассортимент жидкостных аккумуляторов;
  • если это необслуживаемый тип, уход не требуется;
  • цена самая низкая.

При всех своих объективных достоинствах, у жидкостных АКБ есть очевидные недостатки.

Слабыми сторонами таких батарей являются:

  • требуется контролировать и регулировать плотность электролита;
  • в случае осыпания пластин поможет только утилизация и замена АКБ;
  • батарея должна располагаться строго горизонтально;
  • достаточно сложное обслуживание;
  • нельзя допускать длительный перезаряд, иначе батарею может разорвать;
  • такие АКБ не рекомендуется хранить в салоне и в жилых комнатах из-за возможных испарений электролита;
  • обслуживаемые модели могут протекать.

Даже такие недостатки не мешают жидкостным батареям оставаться в числе самых популярных и распространённых.

Но им на пятки активно наступают гелевые аналоги.

Свинцово-кислотные аккумуляторы

Эти батареи относят к первому поколению. Пластиковый корпус содержит 6 изолированных емкостей. В них расположены свинцовые положительно и отрицательно заряженные электродные пластины (иногда с примесью кремния или сурьмы), разделенные диэлектрическими пластинами — сепараторами. Остальное пространство заполнено 35% раствором серной кислоты.
Принцип функционирования состоит в отделении атомов с поверхности свинцовых пластин и расщеплении серной кислоты на гидроксильную группу и соли, формирующиеся при взаимодействии со свинцом. Последние передают заряд противоположно заряженным электродам, оседая на них. При этом происходит снижение плотности электролитного раствора ввиду сокращения количества воды. Каждая емкость батареи вырабатывает около 2 В. При зарядке происходит обратный процесс.

Плюсы

Свинцово-кислотные аккумуляторы характеризуются следующими достоинствами.

  • Низкая стоимость.
  • Простота обслуживания.
  • Устойчивость к перезарядкам, повышенным силе тока и напряжению.
  • Соотношение стоимости и характеристик.
  • Большой ассортимент.

Минусы

В качестве недостатков приводят следующие особенности.

• Токсичность и пожароопасность испарений электролита.

• Возможность повреждения батареи при невертикальном положении из-за вытекания электролита и замыкания пластин.

  • Возможность взрыва при длительной перезарядке.
  • Короткое замыкание при осыпании пластин.
  • Окисление клемм вследствие выкипания электролита.
  • Возможность замерзания электролита в морозы в случае глубокого разряда, низкой плотности, сильного разбавления водой.
  • Необходимость контроля плотности электролита и его уровня в обслуживаемых моделях.
  • Короткий эксплуатационный срок, особенно дешевых вариантов (2-3 года).
  • Необходимость постоянной подзарядки (полный разряд приводит к сульфатации пластин).

Конструктивные и технологические особенности гелевых АКБ

Работают описываемые аккумуляторы точно так же, как и батареи иных типов: принципиальных различий нет. Что такое гелевый аккумулятор? В герметичном корпусе размещаются шесть секций-банок, соединённых последовательно, каждая из которых выдаёт 2,1 В. Внутрь заливается не жидкий электролит, а особый состав – гель, имеющий абсорбированную консистенцию. Это и есть основное отличие гелевых аккумуляторов для автомобиля от кислотно-свинцовых изделий. Внешне такая батарея ничем не отличается от любой другой необслуживаемой. В ходе производства гелевых АКБ было освоено две технологии.

AGM

В переводе с английского аббревиатура означает «впитывающие стеклянные маты». В устройстве гелевого аккумулятора это обычная стеклоткань, разделяющая внутри корпуса минусовые и плюсовые электроды-пластины. Стекловолоконный сепаратор содержит в себе желеобразный кислотный раствор в связанном виде. Благодаря этому раствор не растекается.

Применение технологии AGM обеспечивает нормальную работу гелевого автоаккумулятора для авто в любом положении: хоть на боку, хоть кверху ногами (однако производители не рекомендуют экспериментировать). При этом все вредные испарения не могут выйти наружу: они остаются в стеклоткани и в циклическом режиме снова и снова участвуют в химических реакциях.

GEL

Стоит отметить ошибку, допускаемую многими автолюбителями, считающими, что Gel означает – «гелий», химический элемент. Это не так: в данном случае имеется в виду гель – желеобразный состав. Гелевые аккумуляторы на 12 вольт для автомобиля, изготовленные по этой технологии, отличаются лучшими эксплуатационными параметрами. Циклический ресурс (количество зарядов-разрядов) больше, энергоотдача выше.

В батареях этого типа между электродами помещается сепаратор с силикагелем. Его дополняют в батарею ещё на стадии производства. Впоследствии вещество застывает, образуя внутри себя огромное количество пор. В них-то и содержится электролит.

Проверяем батарею при покупке

Нагрузочной вилкой

Итак, если решение о приобретении гелевой АКБ принято окончательно, следует знать о том, как проверить гелевый аккумулятор непосредственно перед его приобретением в магазине. Речь идет об обязательной проверке с помощью нагрузочной вилки, которую должен уметь проводить любой продавец. Не стоит покупать АКБ без надлежащей проверки ее работоспособности.

При проверке аккумулятора нагрузочной вилкой она «забирает» у него часть тока. Во время процесса такого тестирования важно помнить о том, что в течение 30 секунд по евростандарту (либо 10-15 секунд по российскому ГОСТ)напряжение в батарее не должно упасть ниже 9 вольт. После этого оно должно быстро восстановиться до исходного уровня 12,6-12,7 В. Если тестирование пройдено успешно, напряжение во время подключения вилки не падает ниже, а после — быстро восстанавливается.

В случае, если U «проседает» до 8 В и ниже, а потом восстановления не происходит, такую батарею покупать не рекомендуется. Это означает то, что она, скорее всего, долго пролежала на складе без использования, и уровень ее емкости значительно упал.

Цифровым вольтметром

В процессе эксплуатации гелевой батареи важно проведение самостоятельной диагностики уровня ее напряжения — для того, чтобы не пропустить того момента, когда она будет нуждаться в том, чтобы зарядиться:

  • откройте съемную крышку батареи;
  • осторожно проведите отсоединение вначале минусового, а затем плюсового ее полюсов;
  • подведите цифровой тестер (вольтметр) к аккумулятору, соблюдая полярность;
  • включите тестер и внимательно смотрите на табло;
  • ориентируйтесь на следующие показания — если напряжение составляет от 12,8 до 12,9 вольт, батарея в норме; если U 12,6 В — это значит, что заряд батареи составляет 70-75%, что не является критичным; в случае, если напряжение 12,3 В и ниже — батарея разряжена на 50%, и ей скоро потребуется зарядка.

Зарядка гелевой АКБ

Как выбрать аккумулятор для автомобиля с повышенным требованием к питанию

Всем привет! Сегодня хочется затронуть тему здорового питания. Нет, речь не про ЗОЖ, а про громкую и качественную музыку в авто!

И так, давайте посмотрим какие существуют аккумуляторные батареи (АКБ). Узнаем какие из них больше подойдут для авто с продвинутыми аудиосистемами, а заодно я поделюсь своим опытом.

Для автомобилей существует несколько типов АКБ :

  • Кислотные
  • Гелевые
  • AGM (АГМ)
  • Литий (секретный тип, о нем в самом конце)

Источник: http://kalina-2.ru/remont-vaz/chem-gelevyj-akkumuljator-otlichaetsja-ot

Гелевые аккумуляторы

Электролит того же состава в этих батареях (второго поколения) содержится между пластинами в абсорбированном, гелевом состоянии. Агрегатное состояние достигнуто путем добавления силиконового наполнителя, содержащего кремний. Он же выполняет роль сепаратора. Гелевое состояние предотвращает испарение, обеспечивая возможность необслуживаемой эксплуатации. Пластины выполнены из свинца. Корпус образован несколькими цилиндрическими блоками из высокопрочной пластмассы. Принцип работы тот же. Эти аккумуляторы полностью герметизированы и необслуживаемые.

Плюсы

К достоинствам GEL аккумуляторов относят следующие качества.

  • Долговечность (эксплуатационный срок составляет около 10-14 лет).
  • Большое число рабочих циклов.
  • Допустимо до 400 полных разрядок.
  • При полном исчерпании энергии не требуют срочного восполнения.
  • Небольшой расход энергии в состоянии простоя (около 20% в год).
  • Высокая эффективность ввиду небольшого внутреннего сопротивления.
  • Прочный корпус.
  • Необслуживаемость.
  • Безопасность, обусловленная герметичностью, устойчивостью к температурным перепадам, связанным состоянием электролита.
  • Устойчивость к вибрациям.
  • Нечувствительность к положению.
  • Отсутствие утечек электролита даже при поврежденном корпусе.
  • Быстрая зарядка.
  • Больший ток запуска (до 2-2,5 раз).

Минусы

Выделяют ряд недостатков таких батарей.

• Чувствительность к некоторым условиям эксплуатации: повышенному напряжению, коротким замыканиям, низким температурам. Первое обуславливает необходимость контроля подаваемого напряжения при зарядке. Чувствительность к морозам вызвана застыванием электролита.

  • Высокая стоимость.
  • Необходимость постоянного контроля показателей.

Отличие гелевых батарей от кислотных и AGM

В стандартных аккумуляторах используется жидкий электролит, состоящий из дистиллированной воды и серной кислоты. Для повышения эффективности работы и снижения расхода воды в материал пластин стала вводиться сурьма, впоследствии вытесненная кальцием. Для повышения устойчивости к глубоким разрядам в состав вещества электродов добавляется серебро.

Получившиеся батареи относятся к категории малообслуживаемых, доливка дистиллированной воды в процессе эксплуатации не требуется.

От устройств серии AGM (также являющихся свинцово-кислотными) напряжением 12 Вольт гелевое устройство отличается текучестью электролита. В изделиях AGM жидкость находится в порах сепараторов, выполненных из специального кислотоустойчивого стеклопластика. Структура элементов обеспечивает удержание жидкости за счет капиллярного эффекта.

Предусмотрены специальные полости увеличенного размера, предназначенные для сбора газообразных продуктов, формирующихся в ходе электрохимической реакции.


Система отвода газов и влаги в аккумуляторах AGM.

Преимуществом устройств AGM является устойчивость к деградации электродов и электролита при глубоких разрядах. Эффект достигается за счет уплотнения пакета, собранного из свинцовых пластин и стеклопластиковых сепараторов. Плотно контактирующие поверхности не допускают испарения воды и выпадения активной массы в осадок.

Мультигелевые аккумуляторы

AGM батареи (третьего поколения) используют тот же электролит, что и кислотно-щелочные, но ему придано гелевое состояние за счет стекловолокна, имеющего поры для дозирования и циркуляции. К тому же есть отличия в структуре. Пластины и стекловолоконные элементы плотно прилегают взаимно. Они могут быть скручены в рулоны или спирали. Такая цилиндрическая компоновка отсеков повышает площадь взаимодействия и устойчивость к вибрациям. К тому же это позволяет достичь большей емкости при обычных размерах. Низкое внутреннее сопротивление обуславливают высокую скорость рабочего цикла.
По эксплуатационным качествам AGM батареи близки к аккумуляторам гелевого типа. Разница состоит в лучшей устойчивости к крайне низким и высоким температурам. Стоимость еще выше. AGM АКБ считают переходным вариантом между распространенными кислотными и наиболее совершенными и еще более дорогими аккумуляторами на основе лития.

Устройство и принцип работы

Устройство и принцип работы гелевого АКБ

Для сгущения жидкого раствора электролита в состав вводится специальная присадка силиконового наполнителя. Начальный состав жидкости соответствует смеси серной кислоты в соотношении 35 к 65 и дистиллята. Форма аккумулятора с гелевой начинкой несколько отличается от привычного параллелепипеда у свинцово-кислотного аналога. Здесь соединенные между собой цилиндрические блоки, помещенные в сплошной корпус соответствующей формы.

Среди основных элементов такого источника питания выделяют:

  • Корпус;
  • Клеммы;
  • Клапаны;
  • Электролит;
  • Пластины-сепараторы с пористой структурой;
  • Отрицательные и положительные электроды.

Принцип работы не отличается от такого, как и при обычном контакте жидкого электролита с пластинами. Единственная разница заключается в наличии определенного количества свободных волокон в структуре со стекловолокном для повышения циркуляции и рециркуляции газов. В гелевой технологии этот процесс удерживается самим загустевшим электролитом. Таким образом количество потери воды существенно снижается. Как результат – более длительный срок службы, безопасность.

При зарядке батареи повышается напряжение на его клеммах. В процессе установки в автомобиль или иное транспортное средство, производится отдача заряда и наблюдается снижение емкости. Однако от самого автомобиля АКБ подзаряжается. Необходимость повторной зарядки наступает после длительной эксплуатации на коротких переездах или с обилием работающей электроники.

Сколько стоит гелевый АКБ

На отечественном рынке аккумуляторы с гелевым электролитом представлены иностранными производителями. Их насчитывается несколько десятков. Стоит сравнить цены наиболее популярных марок и моделей.

Optima

Производитель – Америка, может похвастаться тем, что был среди первопроходцев, выпустив аккумуляторы на геле в числе первых. Подавляющее большинство продукции с рулонными электродами. Отечественные магазины предлагают только Blue, Yellow и Red модели. Стоимость:

Blue – пригодны для установки в домах на колесах, яхтах, моторных лодках, катерах – в среднем обойдутся в 19-24 тыс. руб;

Читайте также:  Что такое двигатель с сухим картером и где его устанавливают?

Yellow – батареи универсального типа подходят для авто со значительным числом потребителей, лебедками и т.п. Средняя цена 14-22 тыс. руб.;

Red – стартерный тип со стоимостью 15-16,5 тыс. руб.

Delta

Модель производится на территории Китая. Предоставлена отечественному потребителю по большей части моделями GX серии. В основе данных аккумуляторов лежит GEL-технология, что позиционирует батарею преимущественно как источник бесперебойного питания.

Розничная цена от 6 тыс. руб. до 36 тыс. руб.

Varta

Считается популярным производителем и своим потребителям готов предоставить сразу несколько линеек аппаратов. Отечественный рынок знаком со следующими представителями компании:

Silver Dynamic AGM – используются как автомобильные батареи для дорогой техники и наличия на борту хорошей электроники, системы «стоп-старт». Стоимость колеблется в диапазоне от 15 тыс. руб. до 22 тыс. руб.;

Funstart – чаще всего устанавливается в мототехнику, купить можно в зависимости от модели за 2,5 тыс. руб. и до 10 тыс. руб. за единицу;

Powersports – среди данной серии есть несколько экземпляров, которые предоставляются потребителю с электролитом, идущим отдельно от батареи. Это подразумевает перед эксплуатацией залить в сухозаряженную батарею раствор. Цена колеблется от 3 тыс. руб. до 6 тыс. руб.

Bosch

Серия этого производителя только S6 AGM HighTec, поскольку все оборудование предназначается для дорогостоящих автомобилей, которые оборудованы качественной электроникой и системой «стоп-старт». В среднем ценятся от 14 тыс. руб. до 16 тыс. руб

Exide

По количеству выпускаемых линеек и моделей компания является настоящим гигантом. Предлагает потребителю батареи типа AGM для грузовых, легковых автомобилей, мотоциклов. В зависимости от предназначения, мощности, конкретной марки такой аппарат может стоит 3 тыс. руб. или 50 тыс. руб. Для легкового транспорта средняя цена за единицу от 14 тыс. руб. до 24 тыс. руб.

Moll

Производство АКБ находится в Германии. Может предоставить потребителю AGM линейку для техники с системой «стоп-старт» Plus. Модель батареи с емкостью 95 Ач требует с покупателя отдать 18 тыс. руб.

Mutlu

Турецкий производитель выпускает всего несколько АКБ с одноименным названием серии. Средняя стоимость единицы составляет от 9 тыс. руб. до 12 тыс. руб.

Tudor

Компания состоит в крупном концерне Exide и позиционируется как самостоятельный производитель гелевых аккумуляторов. Средняя стоимость единицы варьируется от 8 тыс. руб. до 14 тыс. руб.

Принцип безопасной зарядки

Более подробную информацию о том, как нужно осуществлять зарядку автомобильного аккумулятора, можно узнать, прочитав статью нашего автора.

Читайте также:  Антизапотеватель автомобильных стекол. Рецепт своими руками

Чтобы знать, как правильно заряжать гелевый аккумулятор, стоит проследить за особенностями его работы. Степень заряженности стоит всегда контролировать с помощью мультиметра. Достаточно просто выключить транспортное устройство и подсоединить мультиметр к клеммам.

Необходимо отслеживать так называемый порог напряжения во время подзарядки, данный показатель должен находиться в диапазоне 14,2 — 14,5 вольт. Среднее напряжение соответствует примерно 14 вольт, однако оно постоянно колеблется и никогда не остаётся стабильным.

Чем меньше заряда в АКБ, тем выше будут показатели тока, которые в течение подзарядки будут плавно снижаться. С данной особенностью также связан один феномен: расходуется намного больше энергии именно при разряженной батарее, несмотря на то, что количество вольт напряжения не меняется.

Если порог напряжения превысить, желеобразный гель вскипит и превратится в пар. Поскольку гелевые АКБ не рассчитаны на дозаправку, пополнить запасы испарившегося геля не удастся, к тому же такое явление может сопровождаться взрывом. Также гель может отойти от пластинок, и восстановление будет невозможным.

Принцип безопасной зарядки

Свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом

Этот тип аккумуляторных батарей имеет самое широкое распространение. Их устройство практически не изменилось с момента изобретения в 1859 году.

Устройство и принцип работы

В корпусе батареи расположены шесть изолированных друг от друга отсеков или банок. В каждом из отсеков находятся свинцовые пластины и жидкий электролит. Пластины с положительным и отрицательным зарядом (катод и анод). В свинцовых пластинах могут содержаться примеси сурьмы или кремния. Электролит представляет собой смесь серной кислоты (35%) и дистиллированной воды (65%). Между свинцовыми пластинами находятся пористые пластины-разделители, которые называются сепараторами. Они необходимы для предотвращения короткого замыкания. Каждая банка вырабатывает около 2В, а в сумме получается 12В (последовательное соединение).


Устройство свинцово-кислотной АКБ

Ток в свинцово-кислотных АКБ вырабатывается в результате электрохимической реакции между двуокисью свинца и серной кислоты. При этом расходуется серная кислота, которая распадается. Плотность электролита снижается. При зарядке от ЗУ или от генератора автомобиля происходит обратный процесс (зарядка).

Преимущества и недостатки

Широкому распространению свинцово-кислотных АКБ способствует их простое и надежное устройство. Они выдают довольно высокие стартерные токи для запуска двигателя (до 500А), стабильно работают до 3-5 лет при правильной эксплуатации. Зарядку АКБ можно проводить повышенными токами. Это не нанесет вред ёмкости батареи. Главным плюсом является доступная цена.

Основные недостатки этого типа АКБ связаны с обслуживанием и эксплуатацией. Электролит находится в жидком состоянии. Поэтому есть опасность его протекания. Серная кислота – очень агрессивная жидкость. Также в процессе эксплуатации выделяются едкие газы. Это значит, что АКБ нельзя устанавливать в салоне автомобиля, только под капотом.

Водителю нужно периодически следить за уровнем заряда батареи и плотностью электролита. Если батарею перезарядить, то она закипает. Вода испаряется и ее нужно периодически доливать в отсеки. Используется только дистиллированная вода.

Нельзя допускать падения уровня заряда ниже 50%. Полный разряд гарантированно погубит устройство, так как происходит глубокая сульфатация пластин (образования сульфата свинца).

Хранить и эксплуатировать АКБ нужно в строгом вертикальном положении, чтобы электролит не вытекал, и пластины не замкнули между собой. Замыкание также может произойти и в результате осыпания пластин.

В холодное время года аккумулятор обычно снимают с машины, чтобы он не замерз. Это может случиться с жидким электролитом. Холодная АКБ также хуже работает.

Литий

С недавних пор широкое применение в кругах спортсменов и людей, гонящихся за лютым питанием, получают литий-ионные батареи.

1q263hkkUA4.jpg

Литий может кратковременно отдавать токи, в несколько раз превышающие возможности АГМ. В результате просадить систему на таких аккумуляторах достаточно сложно. Вес и размеры являются дополнительными плюсами!

Но за все придится платить.

Минусы литиевых батарей:

  • очень высокая цена;
  • глубокий разряд мощно грузит генератор;
  • необходимо балансировать вольтаж между банками;
  • полный разряд почти гарантировано убьет батарейку;
  • идеальная зарядка обеспечивается специализированными устройствами.

Источник: http://kalina-2.ru/remont-vaz/chem-gelevyj-akkumuljator-otlichaetsja-ot

Back To Top