Сгоны для труб, свойства и технические характеристики

Сгоны для труб, свойства и технические характеристики

Характеристики муфты-сгона для трубопровода

Сантехнический сгон – соединительная деталь для стыковки труб при обустройстве коммуникаций, предотвращающий протечки. От него во многом зависит целостность и надежность всей системы, а также простота соединения отдельных узлов. На сегодня разработано несколько разновидностей состыковки труб и устранения разгерметизации, включая сгон стальной. Основные типы соединения металлических труб:

  1. Со сваркой.
  2. Без сварки (посредством резьбовых соединений).

Присоединение труб и шаровых кранов без применения сварочного аппарата производится посредством всевозможных:

  • переходников;
  • резьбовых муфт;
  • поворотных деталей;
  • переходников;
  • фланцев;
  • патрубков;
  • отводов;
  • бочонков;
  • штуцеров;
  • сгонов.

При правильной состыковке с помощью грамотно подобранных соединительных элементов трубопроводу обеспечена герметичность и долговечность эксплуатации без протечек. Внешне сгон – обычная деталь с резьбовым соединением, напоминающая другие трубные заготовки. Принципиальное отличие – небольшой участок резьбы на одном конце и широкий с обратной стороны. С его помощью производят разные соединения, например, с муфтой и контргайкой на длинной резьбе. На короткой можно поставить заглушку или наращивать трубопровод.

Сгоны для труб

Сгон может иметь резьбовое соединение или монтироваться при помощи сварки

Основное преимущество этих металлических заготовок – сборка без сварки для неподвижных трубопроводов. Эти детали незаменимы там, где трубы невозможно проворачивать. С недавних пор, как альтернатива сгонам, используется «американка» или универсальное резьбовое соединение. Но на разных участках трубопровода можно применять оба способа.

Сгоны нередко помогают сменить шаровые краны без сварки. Для этого резьбовую заготовку крепят на одном конце крана, а муфту с контргайкой – на другом. При закручивании наматывается уплотнитель.

Внимание!Нецелесообразно использовать большое количество резьбовых соединений, особенно на участках трубопровода с большим давлением, это увеличивает вероятность протечек.

Муфты и сгоны для труб – изюминки и использование

Любой трубопровод непременно испытывает недостаток в ремонте. В цельных системах замена каких-либо отдельных деталей связана с рядом сложностей, исходя из этого во многих системах используют резьбовые соединения при помощи муфт и сгонов. В данной статье мы рассмотрим, что это такое, чем отличаются эти детали друг от друга и как выполняется монтаж трубопровода с их помощью.

Проблемы и решения

Капающая вода и лужи на полу означают, что произошла разгерметизация целостности трубопровода в местах соединений. Существует несколько типичных проблем и способы их решения:

  • Подтекания контргайки в местах подведения водопровода. Обычно причина заключается в негодной подмотке.
  • Течь контргайки радиатора отопления. Подтекания происходит из-за смещения батареи отопления в месте подводки к линии отопления. Проблему можно решить путем дополнительной подмотки контргайки или восстановление фитинга с поврежденной резьбой.
  • Протечка длиной резьбы. Это происходит из-за слишком тонких стенок трубы или разрушения антикоррозийного покрытия наружной поверхности фитинга. Устраняется возникший дефект путем замены фитинга.


Какие виды соединительных фитингов бывают?

По металлу изготовления трубопроводные сгоны специалисты разделяют на изделия из:

  1. Никеля. Такие изделия делают соединения более привлекательными с эстетической точки зрения, поэтому, как правило, применяются в жилых помещениях.
  2. Стали. Устанавливаются в трубопровод, который укладывается в грунт. Чтобы защитить соединения от коррозии, их перед погружением в грунт, окрашивают.
  3. Оцинкованные. Часто используются на открытых участках трубопровода, который подвержен влиянию различных атмосферных явлений.

Госстандарт определил следующие разновидности размеров соединительных заготовок:

первый параметр – длина, второй — внутренний диаметр, третий — длина одной резьбовой области, последний – длина другой резьбовой области.

Какие преимущества дает соединение труб сгонами?

У соединения неподвижной коммуникационной системы сгонами имеется множество достоинств:

  • при монтажных работах можно отказаться от использования специального прибора для сварки металлических труб;
  • собрать все детали воедино может любой хозяин без специального образования и квалификации по монтажу;
  • легко соблюдать технологические рекомендации по сочленению различных трубных элементов;
  • прочная и надежная состыковка заготовок и трубок без сварочного аппарата;
  • при монтаже создается разборный блок для простоты проведения ремонтных работ и замены основных элементов участка.

Специалисты отмечают и один важный недостаток – возможное появление течи в случае негерметичного сочленения при помощи контргайки.

Важно! Главное условие надежного соединения – точное соответствие габаритов всех элементов, поэтому параметры труб в месте сочленения очень важны. Сантехники рекомендуют следить за тем, чтобы сгон был немного длиннее разрыва.

Где используются и устанавливаются сгоны

Сгоны применяют в водопроводах, системах отопления, газопроводах, их устанавливают:

  • В линиях водоснабжения и отопления после вентиля на стояке. Это позволяет извлечь запорную арматуру из трубопровода в случае неисправности для ремонта или замены.
  • При подводке к радиатору отопления из чугуна старого образца труб, также их применение позволяет очистить трубопровод от известковых отложений и ржавчины.
  • На подводку при подключении автономного оборудования для нагрева воды — газовых котлов, бойлеров, расширительных баков и сантехнической арматуры (смесители с разъемом елочка).
  • На трубопровод для подводки газа к бытовому и водонагревательному оборудованию — плитам, котлам.
  • Иногда сгоны используются на участках системы для получения дополнительного отвода, при этом муфту заменяют тройником, а расстояние между трубами увеличивают.

Читайте также:  Муфта американка для полипропиленовых труб — виды, размеры, монтаж

Сгоны для труб размеры
Сгоны для труб размеры

Рис. 3 Сгон для труб стальной цилиндрический – размеры по ГОСТ 8969-75.

Статья по теме:

фитинги для металлических труб резьбовые - каталог и ассортимент.
фитинги для металлических труб резьбовые - каталог и ассортимент.
Фитинги для металлических труб резьбовые — каталог, размеры, ассортимент . Возможно. также будет интересно узнать про ассортимент фитингов для металлических труб, размеры, материалы изготовления.

Стандартизация сгонов

Выпуск данных деталей регламентрируется несколькими стандартами.

  1. Соединительные детали для водопроводов производят в соответствии со стандартом DIN 16961.
  2. Сгоны выпускают по ГОСТ 8969-75 из металлических труб, предназначенных для водо- и газопровода (других неагрессивных сред) по ГОСТ 3262-75.
  3. Диаметр и толщина стенок труб варьируются, поэтому к ним выпускаются соединительные детали с разными параметрами и типом соединения, черные и оцинкованные.
  4. Соединение труб без сварки допустимо там, где невысокое давление (газ, вода, пар до 1,6 МПа.) и температура не выше 175°С.

Сгоны для труб

Резьбовое соединение может быть использовано только при монтаже системы с невысоким давлением

Сантехники также называют сгоном длинную резьбу на подводке к сантехническим приборам. Условное деление стандартных сгонов:

  • компенсирующие;
  • короткие;
  • длинные.

Компенсирующие сгоны, снабженные длинной резьбой, используются при подводке к сантехнике, радиаторам отопления и другим изделиям для минимизации отклонений. Можно заменить их нестандартными отрезками по 170 мм и 190 мм и патрубками по 170 мм и 130 мм. Допустимо компенсируется отклонение в пределах 50 мм, которое обнаруживается при установке сантехнического и отопительного оборудования.

Примечание! Детали из нержавеющей стали служат раза в 3 дольше, чем сгоны из углеродистой, и вдвое дольше, чем оцинковка. Более высокая стоимость стальных заготовок из нержавейки с лихвой компенсируется продолжительным сроком эксплуатации. В продаже также можно найти заготовки из чугуна, латуни и меди, которые более устойчивы к влиянию агрессивных сред.

Наиболее востребованные типоразмеры (диаметр условный), принятые у нас и за рубежом:

  • ДУ15 (1/2 дюйма);
  • ДУ 20 (3/4 д.);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 и 1/4 д.);
  • ДУ 40 (1 1/2 д.);
  • ДУ 50 (2-х дюймовый сгон).

Сгоны для труб

Сгоны бывают разного диаметра и отличаются назначением

За более точными параметрами нужно обратиться к таблице стандартизации по ГОСТ 8969-75, где указан вес заготовок и форма поставок. Это поможет оптимизировать транспортные расходы.

Сгон стальной на коротком отрезке резьбы имеет 5-6 оборотов нарезки (7-17 мм), на длинной резьбе – около 20 (до 85 мм). Компенсирующие заготовки могут иметь увеличенные параметры. Резьба производится посредством токарного станка или промышленного оборудования.

Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах

Основные преимущества сочленения неподвижного трубопровода на резьбе:

  • при монтаже легко обойтись без специального оборудования (сварочный аппарат):
  • не нужна квалификация сварщика и большой опыт по монтажу трубопроводов;
  • достаточно соблюдения технологии и рекомендаций по состыковке трубных заготовок;
  • без сварки получается надежная состыковка труб;
  • после работы остается разборный блок, упрощающий в дальнейшем ремонт данного участка трубопровода.

Среди минусов специалисты отмечают вероятность течи при негерметичном соединении посредством контргайки.

Внимание! Важно условие качественного соединения – точное соответствие размеров деталей, поэтому важны параметры труб в месте соединения. Рекомендация специалиста по длине сгона – он должен быть чуть длиннее разрыва.

Сгоны для труб

При выборе детали весомое значение имеет ее длина

Какие сгоны для труб наиболее эффективны

Выбирая соединительные фитинги для стыковки отдельных участков трубопроводов следует отдать предпочтение трубкам с длинной резьбою. В этом случае можно разместить все детали на одном резьбовом участке. Более короткая резьба «потянет» за собой увеличение расстояния между соединителем и окончаниями соединяемых труб, что отрицательно сказывается на прочности соединения.

Чаще всего сантехнические сгоны применяются при монтаже водопроводных линий. При постоянном контакте с влажной средой наружная поверхность соединительных фитингов может окисляться и поэтому их снаружи обрабатывают антикоррозийными защитными средствами.

Для эффективной эксплуатации соединительных разъемных соединений частей трубных систем лучше всего выбирать следующие виды фитингов:

  • С цинковым покрытием.
  • Из нержавеющей стали.
  • Стальные элементы.

Совет: Для увеличения продолжительности эксплуатации соединительных сгонов из стали необходима антикоррозийная обработка наружной поверхности.

Какие сгоны для сантехнических труб самые надежные?

Для сборки и разветвления трубопроводов, предназначенных для разных целей, в сантехнике применяются различные соединительные заготовки. Важную роль в списке этих деталей выполняют соединительные фитинги – муфты и сгоны.

Как и у других элементов для труб, у них есть собственные условия использования, отличительные особенности и технические характеристики. Разберем, что такое сгон для трубопровода, какие виды есть, как его применять для соединения труб.

Что такое сгон для монтажа трубопровода?

Сгон представляет собой соединительную сантехническую заготовку, предназначенную для состыковки труб при прокладке системы коммуникаций. От этой детали зависит надежность и единство огромной системы. Кроме того, фитинги во многом облегчают процесс объединения отдельных узлов в целостный трубопровод.

Сантехники, упоминая сгон для труб стальной, имеют в виду:

  1. Патрубок с короткой резьбой на 5 витков с одного конца и длинной резьбой на 20 и больше витков с другой стороны.
  2. Длинную резьбу, которая нарезана на подводке к коммуникационному оборудованию.

Данный соединительный фитинг дает возможность демонтажа определенного участка трубопровода в той области, где стыкуются неповоротные элементы. А вот использовать сгон в месте, где заготовку можно вывинтить из муфты, не стоит, поскольку это повышает вероятность возникновения течи на участке с большим количеством резьбовых сочетаний.

Стоит сказать и о муфтовом соединении. Это сантехническая заготовка с одинаковым размером наружного и внутреннего диаметра трубы. У муфты с двух сторон резьба внутренняя, что требует того, чтобы резьбовая нарезка на приборе была два раза короче. В этом случае можно вкрутить в фитинг трубы с двух сторон на равное расстояние.

Таким образом, сгон – это сантехнический фитинг в виде короткой трубки с короткой резьбой на одном конце и с длинной резьбой – на другом. На него навинчивается целиком муфта и контргайка.

При этом специалисты рекомендуют выбирать сгоны с наиболее длинной резьбовой нарезкой, чтобы все детали поместились на ней. В противном случае расстояние между сгоном и концами трубопровода придется увеличить, а это значительно снизит прочность и надежность такого соединения.

Где чаще всего применяются сгоны:

  1. На подводке к батареям системы отопления, прежде всего, к чугунным радиаторам старого образца.
  2. На стальных подводках, водопроводных и отопительных стояках после вентилей, что позволяет легко заменить трубу или снять ее для чистки или ремонта.
  3. На жесткой подводке к кухонным смесителям советского периода — «елочка».

Так как этот фитинг, как правило, используется для прокладки водопроводной сети, то металлический сгон нужно периодически обрабатывать средствами против коррозии.

Какие преимущества дает соединение труб сгонами?

У соединения неподвижной коммуникационной системы сгонами имеется множество достоинств:

  • при монтажных работах можно отказаться от использования специального прибора для сварки металлических труб;
  • собрать все детали воедино может любой хозяин без специального образования и квалификации по монтажу;
  • легко соблюдать технологические рекомендации по сочленению различных трубных элементов;
  • прочная и надежная состыковка заготовок и трубок без сварочного аппарата;
  • при монтаже создается разборный блок для простоты проведения ремонтных работ и замены основных элементов участка.

Специалисты отмечают и один важный недостаток – возможное появление течи в случае негерметичного сочленения при помощи контргайки.

Важно! Главное условие надежного соединения – точное соответствие габаритов всех элементов, поэтому параметры труб в месте сочленения очень важны. Сантехники рекомендуют следить за тем, чтобы сгон был немного длиннее разрыва.

Какие виды соединительных фитингов бывают?

По металлу изготовления трубопроводные сгоны специалисты разделяют на изделия из:

  1. Никеля. Такие изделия делают соединения более привлекательными с эстетической точки зрения, поэтому, как правило, применяются в жилых помещениях.
  2. Стали. Устанавливаются в трубопровод, который укладывается в грунт. Чтобы защитить соединения от коррозии, их перед погружением в грунт, окрашивают.
  3. Оцинкованные. Часто используются на открытых участках трубопровода, который подвержен влиянию различных атмосферных явлений.

Госстандарт определил следующие разновидности размеров соединительных заготовок:

  • 150×50×65×17 мм,
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм; где:

первый параметр – длина, второй — внутренний диаметр, третий — длина одной резьбовой области, последний – длина другой резьбовой области.

Сантехники разделяют сгоны также на следующие разновидности:

  • компенсирующие;
  • короткие;
  • длинные.

Габариты фитингов всегда должны соответствовать диаметру трубопровода, в который они монтируются. Для этого используются такие номинальные размеры:

  • ДУ15 (½ дюйма);
  • ДУ 20 (¾ дюйма);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 ¼ дюйма);
  • ДУ 40 (1 ½ дюйма);
  • ДУ 50 (2 дюйма).

Помимо этого, выпускаются детали с другими промежуточными величинами, поэтому соединительные элементы стоит выбирать, учитывая размеры труб.

Как сделать сгон своими руками?

К сожалению, на практике часто случается так, что длина фитингов на стояках и подводках разнится от стандартных габаритов, поэтому приходится несколько раз перемерять и подбирать детали в каждом конкретном случае отдельно.

Если не удается отыскать сгон нужного размера, то его можно сделать своими руками. Для этого нужны:

  • водогазопроводная труба;
  • тиски;
  • плашка с держателем;
  • напильник для снятия фасок;
  • болгарка или ножовка по металлу;
  • любое масло для смазки.

Инструкция по самостоятельному изготовлению металлического сгона:

  1. Отрезать по длине трубу.
  2. Снять наружные фаски при помощи напильника с обеих сторон.
  3. Зажать в тиски отрезок трубки.
  4. Смазать трубу маслом, чтобы уменьшить усилие при нарезке резьбы.
  5. Надеть плашку направляющей рамкой на трубу и максимально прижать их друг к другу.
  6. Одновременно поворачивать рамку по часовой стрелке. Прекратить прижимать плашку можно только после нарезки двух витков;
  7. На участке короткой резьбы нарезается пять ниток, а на длинном участке – двадцать.

После того, как будет сделан заход, можно перевернуть плашку, чтобы сделать ее износ равномерным.

Как правильно собрать трубопровод?

Чтобы соединить трубопроводную систему, нужно поэтапно сделать несколько простых действий:

  1. Прежде всего, нужно накрутить муфтовое соединение на участок трубки.
  2. После этого, короткую сторону сгона нужно до упора вкрутить в муфту, чтобы соединение было прочным.
  3. На длинный участок сгона необходимо накрутить контргайку.
  4. Затем прикручивается соединительный фитинг.
  5. К трубе приложить конец сгона и подкрутить муфту так, чтобы она закрепилась на трубке.
  6. Потом нужно закрепить фитинг при помощи контргайки, подкрутив ее к муфте таким образом, чтобы между заготовками оставалось расстояние около 2,5-3см.
  7. Детали необходимо накручивать по направлению вращения контргайки, которую следует при помощи гаечного ключа завинтить до упора, чтобы уплотнить соединение и предупредить протечку в этом месте.

Чтобы сделать стыки всех элементов герметичными, на резьбу наматывают ФУМ-ленту.

Как демонтировать резьбовые соединения?

Чтобы защитить газо- или водопровод от коррозии металла, его красят, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Но после покрасочных работ демонтировать резьбовые соединения весьма затруднительно. Поэтому специалисты рекомендуют не окрашивать фитинги многократно, одного раза вполне достаточно.

Читайте также:  Для чего делается дренаж вокруг частного дома и как определить, что он необходим

Если соединительные детали подверглись многократной покраске, то перед демонтажными работами нужно удалить краску при помощи ножа или паяльной лампы.

Затем разбираемый участок трубопровода нужно смазать консистентным жиром, чтоб сделать процесс разбора более легким.

На сложность разборки влияет материал изготовления заготовок. К примеру, чугунные элементы, накрученные на стальной трубопровод, легко открутить обычным гаечным ключом. А вот стальную муфту практически невозможно им раскрутить. Для этого нужно нагреть соединение паяльной лампой или газовой горелкой в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.

Важно

Таким образом, при использовании муфт и сгонов можно создать сборно-разборное соединение участка трубопроводной магистрали, что в случае необходимости проведения ремонтных работ позволяет демонтировать определенную часть системы, не разбирая трубопровод полностью.

Источник: https://SantehnikPortal.ru/trubi/sgon-stalnoj.html

Особенности соединения и монтаж

Сгоны способны функционировать в системах, где температура достигает 175 градусов, а давление не превышает 16 атмосфер. Фитинг продается вместе с соединительной муфтой и контргайкой стандартных размеров.

Устанавливать сгоны предстоит по определенному алгоритму. Объяснить его можно на примере детали, устанавливаемой после вентиля. Длина фитинга определяется таким образом, чтобы деталь оказалась где-то на 5 миллиметров короче, чем просвет между трубами. При этом обязательно учитывается грядущее углубление одной стороны в патрубок присоединяемого оборудования.

На длинную сторону сгона (то есть на ту, где не менее 20 витков) накручиваются стальная контргайка и соединительная муфта, идущие в комплекте. Короткая сторона обматывается по ходу резьбы льняным волокном с обязательной пропиткой любой краской, лаком или герметизирующей нитью.



Следом эта короткая сторона покрывается специальной пастой и вкручивается в резьбу патрубка, в данном случае вентиля. Сначала все делается вручную, а затем затягивается газовым ключом. В это время обязательно следует придерживать сам вентиль, например, другим ключом, чтобы он не провернулся. В противном случае вполне возможно возникновение течи.


Муфта на длинной стороне «сгоняется» вниз и накручивается на трубу при помощи газового ключа. За ней спускается и контргайка, пока между ней и муфтой не останется 3-4 витка резьбы. С другого конца муфты наматывается льноволокно, все обмазывается пастой, и контргайка затягивается.

Во время эксплуатации может возникнуть несколько типичных проблем, которые довольно легко решаются.

  • Если течет контргайка, это говорит о том, что испорчено льноволокно или иная подмотка, способная сгнивать и выгорать. В этом случае старая подмотка меняется на новую, обработанную краской или быстросохнущим лаком, что позволит противостоять влаге и высоким температурам.
  • Кроме того, гайка может течь из-за излишних движений батареи или ее патрубка либо изначального отклонения оси резьбы. Данную проблему можно устранить, но перед этим необходимо обязательно отключить отопление, перекрыв вентили. Следует также добавить, что если течь идет по резьбе, то сгон придется менять.
  • То же самое предстоит сделать и при появлении ржавчины. Последняя проблема устраняется путем монтажа латунной детали, неспособной подвергнуться коррозии либо покрыться отложениями. Эксплуатироваться сгон из латуни может практически неограниченный период времени.


Сгоны для труб: разновидности, выбор, установка

Как сделать сгон на трубе?

Сгоны для труб – это соединительный фитинг, изготовленный в виде отреза трубы с резьбой на концах. Для удобства монтажа резьба на сгоне различается по длине и размерам. Сгоны могут быть использованы при строительстве водопроводов, газопроводов, отопительных и канализационных систем. Как самостоятельно подобрать наиболее оптимальное для конкретной ситуации устройство и произвести его монтаж, читайте далее.

Соединительный фитинг для трубопровода

Как подобрать сгон

При выборе сгона требуется учитывать:

  • вид соединительного фитинга;
  • материал изготовления фитинга;
  • технические параметры.

Разновидности сгонов

Произвести классификацию сгонов можно по следующим признакам:

  1. в зависимости от конструктивного исполнения различают:
  • прямой сгон, предназначенный для монтажа на ровном участке магистрали (рисунок выше);
  • угловой сгон, предназначенный для участков с необходимостью смены направления трубопроводной системы;

Читайте также  Как поставить заглушку на канализационную трубу?

Фитинг для смены направления магистрали

  1. в зависимости от сферы применения различают:
  • компенсирующие сгоны. В большинстве случаев такие устройства устанавливаются в местах подключения сантехнического или газового оборудования, радиаторов отопления, так как позволяют компенсировать отклонение труб в пределах 5 см;
  • короткие и длинные сгоны, применяющиеся для подключения иного оборудования трубопроводной системы.

Разновидности сгонов для трубопровода

Многие, особенно начинающие сантехники, причисляют к разновидностям сгонов такие фитинги, как бочата и резьбы. Однако данное утверждение ошибочно.

Бочонок представляет собой отрез трубы с резьбой на концах. В отличие от сгона на трубу с обеих сторон наносится одинаковая по длине и размерам резьба. Предназначается такое устройство для соединения труб без сварки.

Фитинг для соединения труб между собой

Резьба – это фитинг, изготовленный из отреза трубы с резьбой на одном конце. Устройство применяется для присоединения иных видов резьбовых фитингов в водопроводную, газопроводную или отопительную систему.

Устройство для монтажа резьбовых фитингов

Подбор материала изготовления

Для изготовления сгонов используются такие материалы, как:

  • углеродистая сталь. Стальные фитинги отличается невысокой стоимостью и большим запасом прочности. Однако из-за сильной подверженности коррозии их монтаж производится преимущественно на системы газоснабжения;
  • оцинкованная сталь. Такие фитинги не подвержены образованию коррозийного налета, поэтому могут применяться в системах водоснабжения, в том числе и питьевого водопровода и отопления, а также на иных трубопроводах в местах возможного воздействия атмосферных осадков;
  • нержавеющая сталь. В отличие от оцинкованных фитинги из нержавеющей стали отличаются большей стоимостью и преимущественно предназначаются для питьевых водопроводных систем, а также для соединения труб в земле;
  • латунь. В настоящее время из-за высокой стоимости практически не используется.

Латунный сгон для трубопроводов

Определение технических параметров

Металлические сгоны изготавливаются в соответствии с ГОСТ 8969-2010. При подборе параметров следует учитывать:

  • вид резьбы. Сгоны могут быть с левой резьбой или с правой, с внутренней резьбой или с внешней резьбой. Подбор данного параметра осуществляется на основании данных оборудования, которое требуется подключить при помощи фитинга;
  • условный проход фитинга в соответствии с диаметром трубопроводной магистрали;
  • размер нанесенной на фитинг резьбы.

Стандартные размеры металлических сгонов в соответствии с ГОСТ

Самостоятельное изготовление сгона

При необходимости изготовить сгон нужных размеров можно самостоятельно. Для выполнения работы потребуются:

  • металлическая стальная труба – отрез трубы соответствующей длины;
  • столярные тиски для облегчения работы;
  • оборудование для нарезки резьбы: плашка с плашкодержателем для внешней резьбы или метчик для нанесения внутренней резьбы;
  • напильник (предназначается для снятия фаски);
  • болгарка (ножовка по металлу) для резки, если потребуется отрезать часть трубы для заготовки сгона;
  • смазка.

Работа выполняется в следующем порядке:

  1. при помощи болгарки или ножовки отрезается заготовка для сгона соответствующей длины;

Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона

  1. с концов подготовленного отреза снимается фаска;
  2. края обрабатываются смазкой для облегчения нарезки резьбы;
  3. сгон зажимается тисками;
  4. выбранным оборудованием нарезается резьба. Короткая часть резьбы должна составлять не менее 5 ниток, а длинная – 20 ниток. При необходимости длинная часть может быть увеличена до 30 ниток.

Нарезка резьбы на сгоне

При самостоятельном изготовлении сгона нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты мастера. Рекомендуется использовать перчатки и защитную маску при резке труб.

Установка сгонов

Основными преимуществами установки сгонов являются:

  • простота монтажа. Соединение труб сгоном не требует для выполнения сварочного аппарата и навыков работы с ним. Работа может быть выполнена начинающим мастером;
  • невысокая стоимость;
  • получение разъемного соединения;
  • возможность проведения ремонта без отключения всей трубопроводной магистрали.

Места размещения фитингов

Сгоны рекомендуется устанавливать:

  • после кранов и/или вентилей, что позволит отключить последующий участок трубопроводной системы для выполнения ремонтных или профилактических работ;
  • на центральных стояках какой-либо системы;
  • при подключении оборудования (радиаторов отопления, котлов, приборов индивидуального учета и так далее);
  • на подводках стационарного типа.

Места, где требуется монтаж сгона

Установка фитинга

Для монтажа трубопровода потребуется приобрести сгон с муфтой и контргайкой (стандартный комплект фитинга).

Комплект фитинга «Сгон»

Соединение сгонов муфтой производится по следующей схеме:

  1. на конец сгона с длинной резьбой устанавливается контргайка, а затем накручивается соединительная муфта;
  2. соединяются участки трубопроводной системы;
  3. муфта плавно перемещается на короткий участок резьбы до упора («заклинивания», как готовят профессиональные сантехники);
  4. длинный участок резьбы герметизируется любым способом: можно использовать обычную льняную нить с дополнительной фиксацией краской или специальным составом; можно специализированные средства, такие как ФУМ-лента, нить Тангит Унилок и так далее;

Варианты уплотнения резьбового соединения

  1. муфта закрепляется контргайкой;
  2. все элементы соединения в сборе фиксируются при помощи газового ключа;

Последовательность сборки трубопровода при помощи сгонов

  1. проверяется герметичность полученного соединения. При наличии течи через фитинг рекомендуется увеличить количество герметизирующего материала и плотнее затянуть гайку.

Что такое сгон и как его установить, смотрите на видео.

Стандартные сгоны могут быть установлены на трубопроводные системы при соблюдении следующих условий:

  • максимальное давление внутри магистрали не превышает показателя в 16 атмосфер;
  • максимальная температура рабочей среды – 175°С.

При необходимости установки сгонов на системы с иными параметрами требуется изготовление сгонов по индивидуальным параметрам.

Источник: https://vse-o-trubah.ru/sgony-dlya-trub.html

Технология сборки трубопровода

Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Сначала на трубу следует накрутить муфту.
  • Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
  • На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
  • Следом за ней идет соединительный фитинг.
  • Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
  • Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.

сгон на трубопроводе что это

Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.

Как демонтировать резьбовые соединения?

Чтобы защитить газо- или водопровод от коррозии металла, его красят, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Но после покрасочных работ демонтировать резьбовые соединения весьма затруднительно. Поэтому специалисты рекомендуют не окрашивать фитинги многократно, одного раза вполне достаточно.

Если соединительные детали подверглись многократной покраске, то перед демонтажными работами нужно удалить краску при помощи ножа или паяльной лампы.

Затем разбираемый участок трубопровода нужно смазать консистентным жиром, чтоб сделать процесс разбора более легким.

На сложность разборки влияет материал изготовления заготовок. К примеру, чугунные элементы, накрученные на стальной трубопровод, легко открутить обычным гаечным ключом. А вот стальную муфту практически невозможно им раскрутить. Для этого нужно нагреть соединение паяльной лампой или газовой горелкой в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.

Таким образом, при использовании муфт и сгонов можно создать сборно-разборное соединение участка трубопроводной магистрали, что в случае необходимости проведения ремонтных работ позволяет демонтировать определенную часть системы, не разбирая трубопровод полностью.

Сгоны для труб — фитинги для быстрой разборки трубопровода

Michel

В этой статье я хочу познакомить читателя с одним из простейших фитингов для монтажа стальных водопроводов — сгоном. Мы выясним, что это такое и узнаем, как и где монтируется сгон. Кроме того, нам предстоит познакомиться с типичными проблемами соединений со сгонами и способами их устранения.

Разрешите представить героя этой статьи.

Первое знакомство

Среди сантехников сгоном называют:

  • Патрубок с короткой (5 ниток) трубной резьбой на одном конце и длинной (не менее 20 ниток) на другом;
  • Длинную резьбу, нарезанную на подводке к сантехническому прибору.

Сгон позволяет разобрать участок трубопровода в местах, где соединяются неповоротные детали. Его применение там, где деталь можно вывернуть из муфтового фитинга, нецелесообразно: чем больше резьбовых соединений, тем больше вероятность появления течей.

Размеры сгонов для труб всегда соответствуют размеру трубопровода, в который он устанавливается. При монтаже водопроводов и отопления применяются следующие номинальные размеры:

  • ДУ15 (1/2 дюйма);
  • ДУ 20 (3/4 дюйма);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 1/4 дюйма);
  • ДУ 40 (1 1/2 дюйма);
  • ДУ 50 (2 дюйма).

Максимальный размер — ДУ50.

Трубопроводы больших диаметров там, где соединение нужно сделать разборным, монтируются на фланцах.

Стандартные длины фитингов прописаны в ГОСТ6357-73:

ДУ Длина, мм
15 110
20 110
25 130
32 130
40 150
50 160

Увы, на практике длины сгонов на подводках и стояках часто отличаются от стандартных. В каждом конкретном случае их нужно замерять и подбирать изделие нужной длины.

Изготовление

Что делать, если найти сгон подходящего размера в продаже не удалось?

Разумеется, изготовить его самостоятельно. Для этого понадобятся:

ВГП трубы ГОСТ 3262-75 производятся легкими, обыкновенными и усиленными. Разница — в толщине стенок: для условного прохода ДУ15 она составляет 2,5, 2,8 и 3,2 мм соответственно. Для наших целей лучше взять усиленную трубу, иначе толщина стенок на впадинах резьбы будет опасно малой.

Толщина стенок у разных типов ВГП труб.

Плашка в рамке — держателе.

  • Тиски;
  • Болгарка или ножовка для резки трубы;
  • Напильник для снятия фасок;
  • Любое масло (веретенка, солярка, моторная отработка, масло для швейных машин и т.д.).

Вот как выглядит процесс изготовления сгона по собственным размерам:

  1. Труба отрезается по длине;
  2. С обеих сторон напильником снимаются наружные фаски;
  3. Труба зажимается в тиски;
  4. Ее поверхность смазывается. Масло уменьшит необходимое для нарезки усилие и избавит поверхность от задиров металла;
  5. Плашка надевается на трубу направляющей рамкой и прижимается к ней с максимальным усилием; одновременно рамка поворачивается по часовой стрелке. Прижимать плашку можно прекратить лишь после нарезки первых двух ниток;
  6. Со стороны короткой резьбы нарезается пять ниток, со стороны длинной — 20.

После того, как заход сделан, плашку можно перевернуть. Этим мы компенсируем неравномерность ее износа.

Применение

Примеры

Где можно встретить сгоны?

  • После вентилей на стальных подводках, стояках водоснабжения и отопления. Они обеспечивают возможность замены запорной арматуры при ее неисправности. Кроме того, благодаря сгону трубу можно вскрыть для прочистки (увы, стальные трубы за десятилетия эксплуатации зарастают ржавчиной и известковыми отложениями);
  • На подводках к отопительным приборам. Прежде всего — к уже упоминавшимся чугунным батареям: современные радиаторы чаще монтируют на других быстроразъемных фитингах — американках;

Сгоны на подводках к чугунному радиатору.

  • На жестких подводках к смесителям — «елочкам» (кухонным смесителям старого образца).

Монтаж

Вот инструкция по монтажу сгона на примере подводки водоснабжения после вентиля.

  1. Длина фитинга подбирается таким образом, чтобы он был на 3 — 5 мм короче просвета в трубе с учетом резьбы в корпусе вентиля;
  2. На длинную резьбу сгона последовательно наворачиваются контргайка и муфта;
  3. Короткая резьба подматывается по ходу резьбы;

Я использую в качестве подмотки герметизирующую нить Тангит Унилок или сантехнический лен с обязательной пропиткой любой краской или лаком . Пропитка не даст органическому волокну загнить на холодной вожде и выгореть на ГВС или отоплении.

На фото — нить-герметик Тангит Унилок.

  1. Подводка оттягивается или отжимается на пару сантиметров вбок, и сгон вкручивается в резьбу вентиля. Вначале — своими руками, без инструмента, потом он подтягивается газовым ключом. Корпус вентиля желательно удерживать вторым ключом, не давая ему провернуться: новое положение барашка или рукоятки может оказаться неудобным, а обратный ход резьбы с большой вероятностью заставит ее дать течь;
  2. Короткая резьба на подводке после вентиля подматывается, после чего на нее сгоняется муфта с длинной резьбы;

Капитан Очевидность подсказывает: термин «сгон» произошел именно отсюда.

  1. Контргайка сгоняется по резьбе вслед за муфтой, пока между ними не останется 3-4 нитки резьбы;
  2. В просвет по ходу резьбы укладывается подмотка, после чего контргайка затягивается.

Порядок сборки соединения. 1-сгон, 2-подводка, 3-муфта, 4 — контргайка.

Маленькая хитрость: установив вместо муфты тройник, можно получить дополнительный отвод ХВС или ГВС (например, для подключения стиральной или посудомоечной машины).

Проблемы и решения

Вот описание нескольких типичных проблем соединений на сгонах и способов их решения.

Течь контргайки на подводке водоснабжения

Причиной течи чаще всего становится сгнившая или выгоревшая подмотка.

Сантехнический лен без пропитки нестоек к влаге и высоким температурам.

В качестве пропитки можно использовать любые быстросохнущие лаки и краски.

Неисправность устраняется так:

  1. Перекрываем вентиль на соответствующей воде;
  2. Открываем кран, чтобы убедиться в работоспособности вентиля и сбросить избыточное давление в подводке;
  3. Удерживая сгон от проворота одним газовым ключом, вторым отворачиваем контргайку на 3-4 оборота;
  4. Удаляем из просвета между контргайкой и муфтой старую подмотку и накручиваем прядку новой;
  5. Затягиваем контргайку и проверяем подводку под давлением.

Течь контргайки на подводке к радиатору

Помимо выгорания подмотки, здесь добавляется еще пара вероятных причин неисправности:

  • Подвижность радиатора или подводки к нему. Именно поэтому столь часто текут батареи в подъездах, где их часто задевают или используют вместо скамеек в процессе дружеского общения;
  • Отклонение оси резьбы в контргайке от перпендикуляра к ее плоскости. В этом случае любая подмотка даст течь через 2 — 4 недели эксплуатации.

Течь контргайки на подводке к радиатору. Сгон использован в качестве перемычки.

Перемотка контргайки выполняется так же, как на подводке водоснабжения, но с одной оговоркой: стояк отопления должен быть надежно отключен. Сбрасывать его не обязательно — в этом случае вам придется повторно стравливать воздух на верхнем этаже, а вот перекрыть вентиля на стояке абсолютно необходимо. Иначе вы рискуете затопить квартиру и получить серьезные ожоги.

Замена контргайки на фитинг с правильно нарезанной резьбой несколько сложнее.

Если вскоре после перемотки контргайка потекла снова — ее нужно менять.

  1. Сбрасываем парные стояки отопления;

Я говорю о наиболее распространенной схеме с нижним розливом отопления. В домах с верхним розливом отключается и сбрасывается один стояк. Вентиля и сбросы находятся в подвале и на чердаке.

Нижний розлив: подача и обратка отопления находятся в подвале, стояки соединяются попарно перемычками на верхнем этаже.

  1. Сгоняем контргайку по резьбе;
  2. Очищаем резьбу от остатков подмотки;
  3. Выкручиваем и сгоняем по резьбе радиаторную пробку. На радиаторах с односторонним боковым подключением резьба в проходных пробках всегда обычная, правая. Чтобы отвернуть ее, понадобится газовый ключ №3 — №4;
  4. Вынимаем подводку из радиатора. Если разбирается нижняя подводка, вам придется снять сам радиатор с крепления и сместить его по направлению от стояка. Верхняя подводка обычно извлекается из батареи за счет гибкости трубы стояка;

В некоторых случаях приходится отсоединить обе подводки.

  1. Сгоняем пробку и контргайку по длинной резьбе сгона;
  2. Меняем контргайку на новую;
  3. Собираем подводку в обратном порядке. Для подмотки радиаторной пробки используйте лен с краской: полимерной нити на нее уйдет слишком много;
  4. Запускаем стояк отопления;

Стравливаем воздух на верхнем этаже (в случае нижнего розлива) или в расширительном бачке на чердаке (для дома верхнего розлива).

Кран Маевского на радиаторе в квартире верхнего этажа.

Как правильно собрать трубопровод?

Чтобы соединить трубопроводную систему, нужно поэтапно сделать несколько простых действий:

  1. Прежде всего, нужно накрутить муфтовое соединение на участок трубки.
  2. После этого, короткую сторону сгона нужно до упора вкрутить в муфту, чтобы соединение было прочным.
  3. На длинный участок сгона необходимо накрутить контргайку.
  4. Затем прикручивается соединительный фитинг.
  5. К трубе приложить конец сгона и подкрутить муфту так, чтобы она закрепилась на трубке.
  6. Потом нужно закрепить фитинг при помощи контргайки, подкрутив ее к муфте таким образом, чтобы между заготовками оставалось расстояние около 2,5-3см.
  7. Детали необходимо накручивать по направлению вращения контргайки, которую следует при помощи гаечного ключа завинтить до упора, чтобы уплотнить соединение и предупредить протечку в этом месте.

Чтобы сделать стыки всех элементов герметичными, на резьбу наматывают ФУМ-ленту.

Самостоятельное изготовление сгона

При необходимости изготовить сгон нужных размеров можно самостоятельно. Для выполнения работы потребуются:

  • металлическая стальная труба – отрез трубы соответствующей длины;
  • столярные тиски для облегчения работы;
  • оборудование для нарезки резьбы: плашка с плашкодержателем для внешней резьбы или метчик для нанесения внутренней резьбы;
  • напильник (предназначается для снятия фаски);
  • болгарка (ножовка по металлу) для резки, если потребуется отрезать часть трубы для заготовки сгона;
  • смазка.

Работа выполняется в следующем порядке:

  1. при помощи болгарки или ножовки отрезается заготовка для сгона соответствующей длины;

Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона

Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона

  В соответствии с рекомендациями специалистов длина сгона должна быть на 3 – 5 мм больше разрыва труб.

  1. с концов подготовленного отреза снимается фаска;
  2. края обрабатываются смазкой для облегчения нарезки резьбы;
  3. сгон зажимается тисками;
  4. выбранным оборудованием нарезается резьба. Короткая часть резьбы должна составлять не менее 5 ниток, а длинная – 20 ниток. При необходимости длинная часть может быть увеличена до 30 ниток.

Нарезка резьбы на сгоне

Нарезка резьбы на сгоне

При самостоятельном изготовлении сгона нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты мастера. Рекомендуется использовать перчатки и защитную маску при резке труб.

Сгоны для труб стальные с муфтой и контргайкой: размеры и описание

Сгоны необходимы при ремонте трубопровода: для соединения отдельных деталей, принадлежащих к целостной системе. От качества этого элемента, его правильной установки и дальнейшего использования зависит, сколько прослужит водопроводная система.

Back To Top