Основы использования толщиномера ЛКП. Толщиномер — как пользоваться? Пошаговая инструкция

Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий

Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий

Принципы работы толщиномеров

Хотя цель применения подобных приборов одна – выявление проблемных мест на кузовных деталях транспортного средства, существует немало их разновидностей, отличающихся как функционалом, так и принципами работы. Рассмотрим, как работают толщиномеры наиболее востребованных типов:

  • ультразвуковые;
  • электромагнитного действия;
  • магнитные приборы;
  • вихретоковые устройства.

Ультразвуковые толщиномеры ЛКП

Достаточно универсальные устройства, позволяющие с неплохой точностью измерять толщину слоя краски на большинстве поверхностей, включая металлические, керамические, пластиковые, композитные. Другими словами, ультразвуковой прибор можно использовать как на металлических кузовных деталях, таки на декоративных покрытиях (пластиковых бамперах, вставках из карбона и т. д.). Принцип измерения толщины слоя ЛКП ультразвуковым толщиномером заключается в анализе времени двойного прохода УЗ-луча через исследуемую поверхность (луч отклоняется при пересечении разнородных материалов), которое пересчитывается в величину толщины слоя.

Ультразвуковые толщиномеры ЛКП
Ультразвуковые толщиномеры ЛКП

Правда, стоят такие толщиномеры достаточно дорого. Так, самая простая модель с минимальными функциональными возможностями обойдётся вам примерно в 10 тысяч рублей. Но зато ультразвуковые приборы относятся к категории профессиональных, то есть их покупатели – это преимущественно те, кто занимается подобными измерениями ежедневно. Приобретение такого толщиномера для личного пользования вряд ли можно назвать рациональным поступком.

Магнитный толщиномер

Самый бюджетный вариант, точность показаний которого соответствует стоимости. Принцип работы устройства заключается в использовании магнита, который соединён со стрелкой, связанной со шкалой толщин. Чем меньше слой краски, то есть расстояние до металлической поверхности, тем сильнее отклоняется стрелка, указывая на приблизительную толщину ЛКП. Понятно, что этот прибор бесполезен при исследованиях неметаллических поверхностей, целесообразность его применения также коррелирует с толщиной краски – получение более-менее правдоподобных результатов возможно только при толщинах ЛКП не более полутора миллиметров. Зато стоит такой прибор от 400 рублей, он предельно прост в эксплуатации и обслуживании.

Магнитный толщиномер
Магнитный толщиномер

Электромагнитные толщиномеры

По соотношению цена/точность измерений такие приборы вне конкуренции (самый дорогой электромагнитный толщиномер стоит порядка 3 тысяч рублей), но их основной недостаток – невозможность проведения измерений на поверхностях, не имеющих примесей железа. Так что детали из пластика или цветных металлов останутся вне зоны досягаемости таких устройств, что следует учитывать при исследованиях конкретной модели авто. Принцип работы схож с магнитными аналогами, за исключением того, что здесь используется электромагнит, обеспечивающий гораздо более высокую точность показаний.

Электромагнитные толщиномеры
Электромагнитные толщиномеры

Вихретоковые толщиномеры

Главными достоинствами этого типа приборов является очень высокая точность показаний и возможность исследования толщины слоя ЛКП на любой металлической поверхности, включая цветные металлы. Однако именно последнее обстоятельство оказывает влияние на погрешность прибора, поскольку некоторые металлы характеризуются высокой токопроводимостью (алюминий, медь). На них точность показаний прибора будет максимальной, а железо, к примеру, способно вносить в измерения погрешности, иногда – существенные. Принцип действия вихретокового толщиномера заключается в использовании ЭМ катушки, излучающий радиочастотные волны, которые наводят в материале основания исследуемой поверхности токи Фуко. Анализируя их величину, можно определить толщину лакокрасочного слоя. Стоимость автомобильного толщиномера данного типа достаточно высока – порядка 5000-5500 рублей.

Вихретоковые толщиномеры
Вихретоковые толщиномеры

Что может измерять толщиномер

Бытовые устройства способны производить измерение толщины практически всех твёрдых материалов, нанесённых на кузовную основу. Это могут быть:

  • все возможные разновидности лакокрасочных покрытий;
  • грунтовки независимо от вида и состава;
  • слои шпаклёвки;
  • ржавчина;
  • поверхности из пластика;
  • слои керамики и композитных материалов.

Читайте также:  Что такое герметик для шин и его применение

Обязательным условием применения таких приборов является наличие металлической основы: большинство бюджетных толщиномеров – это магнитные/электромагнитные модели. Ещё одно требование – измеряемая поверхность должна быть диэлектриком и иметь гладкую структуру. В настоящее время этим условиям соответствует подавляющее большинство легковых автомобилей, но уже заметна тенденция использования неметаллических кузовных деталей, которых становится всё больше.

Не исключено, что в среднесрочной перспективе корпуса автомобилей начнут изготавливать из композитных материалов – прототипы таких транспортных средств существуют в немалом количестве. Проверка ЛКП автомобиля толщиномером требует также учёта характеристик металла, выступающего в качестве основы, но это опять же относится к бюджетному классу устройств, а точнее – к первым поколениям таких толщиномеров. Все современные приборы для измерения толщины слоя краски, могут функционировать одинаково хорошо на основе из любого металла.

Что может измерять толщиномер
Что может измерять толщиномер

Как обследовать толщиномером автомобиль?

Тол­щи­на ЛКП на новых авто­мо­би­лях варьи­ру­ет­ся от 80 до 150 мик­рон (см. ста­тью “тол­щи­на крас­ки на авто­мо­би­лях”). Раз­ли­чие может дости­гать 40% сре­ди раз­ных авто­мо­би­лей. Ремон­ти­ро­ван­ная и пере­кра­шен­ная деталь кузо­ва может иметь тол­щи­ну 200–250 (вплоть до 400) мик­рон. Если авто­мо­биль был заяв­лен как не битый, то опре­де­ле­ние отре­мон­ти­ро­ван­ной обла­сти послу­жит при­чи­ной сни­же­ния цены, либо отка­за от его покупки.

Изме­ре­ния мож­но начать с кры­ши. Так­же нуж­но повто­рить про­цесс на дру­гих частях кузо­ва (чем боль­ше изме­ре­ний, тем луч­ше). При нали­чии сомне­ний мож­но про­ве­рить ЛКП на такой же пане­ли с дру­гой сто­ро­ны авто­мо­би­ля. Если это не помог­ло, то мож­но срав­нить с такой же дета­лью на дру­гой такой же машине.

Авто­мо­би­ли, при­пар­ко­ван­ные на ули­це под сол­неч­ны­ми луча­ми испы­ты­ва­ют коле­ба­ние тем­пе­ра­тур. Поли­ме­ры и дру­гие ингре­ди­ен­ты крас­ки рас­ши­ря­ют­ся во вре­мя нагре­ва. Таким обра­зом, в зави­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры ЛКП, мож­но полу­чить раз­ные пока­за­ния тол­щи­но­ме­ра. Если изме­рить крас­ку на гори­зон­таль­ных поверх­но­стях при тем­пе­ра­ту­ре ниже 10 гра­ду­сов и потом тоже самое место в сере­дине жар­ко­го дня при тем­пе­ра­ту­ре 30 гра­ду­сов, то полу­чи­те раз­ные пока­за­ния. При высо­кой тем­пе­ра­ту­ре крас­ка будет тол­ще на несколь­ко мик­рон, а при низ­кой – тонь­ше. Дан­ные варьи­ру­ют­ся на 2 мик­ро­на или больше.

Толщина ЛКП

А теперь скажу несколько слов о толщине ЛКП автомобиля. Современные приборы могут измерять ее с точностью до тысячных долей миллиметра – микронов (0.001мм). Это здорово, ведь машины окрашивают все более тонким слоем. Даже 150-160 микрон считается теперь толстым слоем краски, а особо технологичные японцы, вроде Мазды, умудряются обходиться слоем в 80 микрон.

Здесь можно было бы привести целую таблицу толщин для каждой марки, модели и даже модельного года, но на практике все это вам не поможет. Дело в том, что даже на одном автомобиле в разных местах краска имеет разную толщину. Поэтому, проверяя толщиномером автомобиль перед покупкой, мы не можем ориентироваться на некую толщину из таблицы. Нормальную для данного автомобиля толщину краски нам предстоит выяснить самостоятельно и для этого лучше всего использовать его крышу.

  • Проверка толщиномером
    Проверка толщиномером
  • Проверка толщиномером
    Проверка толщиномером
  • Проверка толщиномером
    Проверка толщиномером
  • Проверка толщиномером
    Проверка толщиномером

Дело в том, что крыша – это наименее уязвимая часть
автомобиля. Она редко повреждается и меньше ржавеет, поэтому ее красят, только когда
все уже совсем плохо. Исключение – ветка, упавшая на крышу, но это редкий
случай. Кроме того, выровнять и покрасить крышу – довольно сложно, на ней все
видно, как на ладони.

Итак, первым делом проверяем переднюю часть крыши, затем обходим весь периметр и центр. Обычно, слой краски на крыше имеет толщину от 80 до 160 микрон, но главное – она должна лежать равномерно. Если толщина краски превышает 200 микрон или отличается в разных местах, значит крышу красили. Это может означать все что угодно, от упавшей ветки, до «перевертыша».

Пошаговая инструкция по работе с прибором

Чтобы правильно использовать прибор, нужно его откалибровать. Иногда продавцы говорят, что устройство уже откалибровано. В любом случае, стоит обязательно перепроверить это.

Для перепроверки применяются специальные пластины. На них находится краска разных слоев. Если прибор показывает другое значение, которое не совпадает с верными данными, то его стоит перенастроить. Как только изменения будут внесены, приступаем к инструкции по пользованию.

Толщиномером можно определить толщину краски на кузове. Эксперты рекомендуют начинать процедуру с переднего крыла, постепенно перемещаясь по периметру машины.

Заводское ЛКП выдает значения в среднем 90-160 мкм (все зависит от модели). Таблица значений будет приведена ниже. Если устройство показывает, что в каком-то месте толщина покраски больше, чем в другом, то ТС скорее всего было в аварии. Покупать машины после ДТП можно, но с большой осторожностью. С помощью толщиномера стоит определить степень повреждений.

Если результаты проверки разняться не более чем на 50 мкм, то переживать не нужно. Это говорит о том, что водитель закрашивал небольшие царапины.

Если прибор выдает разные значения на разных участках, при этом величина превышает норму на 300-500 мкм, то стоит насторожиться. Авто попадало в ДТП, при этом кузовные детали подвергались шпаклеванию.

Если значение толщиномера превышает отметку 1000 мкм, значит, транспорт пострадал в серьезной аварии. Возможно, элементы нуждались в полной замене, но продавец наложил на них много шпаклевки и перекрасил.

Таким образом, проверка автомобиля толщиномером — долгий процесс, требующий внимательности. Если водитель переживает, что не сможет проверить машину правильно, то ему стоит посоветоваться с опытным специалистом.

Мы разобрались, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей, таблица покажет примерные значения современных машин.

Модель Толщина краски
Toyota Camry 110-130
Citroën C3 90-120
Audi A5 100
Renault Logan 55-120
Lada Kalina 60-100
Daewoo Nexia 95-115
Nissan X-Trail 75-120

Перед тем, как идти к продавцу на осмотр авто, стоит изучить эту таблицу. Это поможет избежать недопонимания.

Ограничения и правила

Прежде чем браться за работу с толщиномером, нужно понимать, что прибор имеет ограничения. Рассмотрим их подробнее.

К сожалению, далеко не все модели работают с алюминием. Кузовных панелей из этого материала довольно много. Это нужно учитывать при выборе прибора.

Читайте также:  Замена масла в вариаторе «Митсубиси Аутлендер XL»: подготовка и процесс

Ни один толщиномер не способен определить толщину покрытия на пластиковой поверхности. Передние крылья у некоторых автомобилей и бампера почти у всех машин сделаны из пластика.

Даже самый дорогой автомобиль, выпущенный недавно с завода, будет показывать разные значения при его проверке толщиномером. Именно поэтому нужно знать, что самый толстый лакокрасочный слой находится в нижней части дверей. Самый тонкий — на крыше.

Перед процедурой стоит изучить заводские показатели толщины краски. Японские и российские авто красятся тонко (до 120 мкм), в то время как для внедорожников нормой будет показатель 240 мкм.

В процессе проведения «замеров» нужно устанавливать прибор в разных местах одной детали. Дело в том, что дверца может быть перекрашена только в углу.

Если капот машины оклеен защитной пленкой, то показатели устройства будут демонстрировать большие цифры.

Проверять стоит не только кузовные элементы. Рекомендуется обратить внимание на стойки и лонжероны.

Не нужно бояться того, что машина оказалась окрашенной. Дело в том, что многие водители покупают авто в кредит. Соответственно, их просят оформить КАСКО. По КАСКО окрашиванию подлежит любая незначительная царапина.

Процедура измерения

Непосредственная процедура измерения особенной сложности не представляет – с ней справится любой водитель.

Как пользоваться толщиномером краски

Тут следует учитывать отличия включения устройств для разных моделей: курковые и некоторые нажимные приборы устаревшего типа нужно включать не прикасаясь датчиком к обследуемой поверхности, а современные устройства автоматически включаются при соприкосновении датчика с чем-либо твердым.

Внимание! Не направляйте включенный датчик в глаза человеку с близкого расстояния!

Все остальное довольно просто:

  • Включенный толщиномер прижимаете к исследуемой поверхности, и он выдаст на экран замеренные показания. В курковых моделях для инициации замера нужно нажать и отпустить курок, в нажимных все происходит автоматически. Имейте в виду, что прибор нужно держать крепко и ровно, чтобы датчик соприкасался с эмалью без перекосов.
  • Вы можете исследовать поверхность точечно или в режиме непрерывного замера: не отпуская курок или просто продолжая вести нажимной прибор по ЛКП в нужных областях – показания будут меняться.
  • Но для выведения средних показателей толщины по авто нужны именно точечные замеры: исследуется каждый сегмент в отдельности.
  • Элементы условно делятся на 5 частей (4 по углам и 1 посредине). Точек замеров, конечно, можно брать и больше, особенно если уже есть какие-либо подозрения по определенной области.
  • Для каждой точки снимается 3-5 замеров, которые записываются на бумаге или готовой распечатанной схеме авто.
  • Каждый замер точки проводите не в одном и том же месте, а в радиусе около 10-20 см вокруг выбранного центра – так будет достигнута большая средняя точность.
  • После этого для каждого замера высчитывается среднее арифметическое значение – сумма показаний всех замеров точки, разделенная на количество замеров этой точки (элементарная школьная арифметика).
  • В результате у вас получится по 5 среднеарифметических показаний для каждого элемента кузова, по которым вы можете судить о степени расхождения толщины с заводскими параметрами локальных областей (крыши, крыльев, дверей и т. п.).
  • Из этих 5-и показателей можно легко высчитать среднее арифметическое толщины ЛКП для каждого сегмента, а на основе этого сделать расчет и для всей машины.

А теперь тоже самое, только наглядно:

Как пользоваться толщиномером первая часть:

Какие значения толщины считаются расхождением с заводскими

Определить при помощи показаний толщиномера не заводскую покраску, а тем более места шпаклевания не представляет труда, если знать все исходные данные.

Практика обследований подержанных машин показывает, что обычно в случаях перекраски/подкраски значения по прибору выше стандартных заводских в 2 или 3 раза.

Как пользоваться толщиномером краски

На деле можно сказать так: если есть расхождение от сотни микрон и выше, то это гарантировано не оригинальное покрытие. Причем расхождение, превышающее 160 микрон, говорит о шпаклевочном слое.

Обыкновенный дополнительный слой ЛКП дает к имеющемуся примерно лишние 100 микрон. Это означает, что если общие показания дают 180-260 мкм, то это свидетельствует о перекраске/подкраске. А если выше, то это уже покраска со шпаклеванием. Толщина шпаклевки иногда может иметь не микро, а макрозначения, которые толщиномеры не в состоянии отобразить на экране из-за зашкаливания.

Как ухищряется автомаляр, чтобы вы ничего не заметили

Еще нужно учитывать возможность всяческих ухищрений автослесарей-кузовщиков. Например, они могут специально понижать перед покраской заводскую толщину ЛКП абразивными полиролями. Из-за этого, в случае неумелой работы, толщиномер показывает значения меньше заводских (к примеру, 80-90 мкм от 110-120 исходных).

Если вы желаете узнать больше подробностей по работе с толщиномером, то просмотрите вот это видео, где опытный перекуп раскрывает особенности и секреты подобного процесса на примере обследования популярной модели отечественного автомобиля:

Кузовные детали каких авто выполнены из цветного металла


Подготовительные работы

Пользоваться толщиномером достаточно просто – для этого не нужно обладать навыками использования распространённого ручного инструмента. Тем не менее перед тем, как проверять толщину краски на авто толщиномером, прибор нуждается в предварительной настройке, которая в отношении большинства измерительных приборов называется калибровкой. Отметим, что некоторые профессиональные модели оснащаются функцией самокалибровки – их настройка перед использованием не требуется. Но поскольку основная масса толщиномеров – это бюджетные модели, стоит рассмотреть процедуру калибровки более подробно.

Суть процедуры заключается в том, чтобы прибор, сошедший с конвейера, точно знал эталонные значения измеряемых величин (ведь любое измерение – это сравнение измеряемой величины с эталонной). Многие приборы КИПиА калибруются специализированными фирмами, но в отношении толщиномеров эта операция может быть выполнена самостоятельно. Для этого в комплект поставки включают несколько калибровочных пластинок. Обычно одна из них – металлическая, её используют в качестве подложки (основы). Остальные – диэлектрические, чаще всего пластиковые, которые будут выступать в роли измеряемого ЛКП. Собственно говоря, эталонными являются именно последние пластины. Для имитации кузовной основы можно брать любую плоскую металлическую поверхность.

Впрочем, и здесь есть нюансы, о которых мы рассказывали выше. Так, некоторые виды толщиномеров работают только с кузовными деталями, изготовленными из чёрных металлов, для других вид металлической поверхности не имеет особого значения. И это нужно обязательно учитывать, если не использовать заводские пластины. Что касается пластин-калибраторов, то поскольку они являются эталонными, использовать нужно только те, которые поставляются вместе с самим устройством. Справедливости ради отметим, что в настоящее время стандарт де-факто эталонной толщины пластин одинаков для всех производителей и составляет 102 мкм. Если в комплекте идут пластины с другими толщинами, их используют для более точной настройки прибора, вернее, перепроверки калибровки с использованием эталонной пластины.

Опишем, как настроить (откалибровать) толщиномер самостоятельно. Для этого нужно взять две калибровочные пластины, имитирующие основу и ЛКП (если они новые – необходимо снять с них защитную полиэтиленовую плёнку), и уложить пластиковую на металлическую. Затем следует включить сам прибор и сделать сброс его настроек к заводским. Как это делается. Должно быть описано в инструкции. На большинстве бюджетных моделей имеется клавиша «0», удержание которой во время включения устройства или после и сбрасывает текущие настройки прибора в заводские.

Следующий этап – выполнение тестового измерения на эталонном образце. Для этого необходимо нажать специальную клавишу, обозначение которой может быть разным (чаще всего – символ «К» или аббревиатура «CAL»). Если толщиномер настроен правильно, величина погрешности окажется нулевой. В противном случае показания устройства необходимо подкорректировать в соответствии со следующей инструкцией:

  • используя две другие калибровочные клавиши, предназначенные для увеличения/уменьшения высвечиваемого значения, необходимо добиться того, чтобы на дисплее высвечивалось эталонное значение толщины верхней пластины (в нашем случае это 102 мкм.);
  • опять нажимаем клавишу калибровки;
  • для перепроверки повторяем процедуру тестового измерения до тех пор, пока погрешность прибора не окажется нулевой.

Читайте также:  Правильный выбор пылесоса для автомобиля

Впрочем, отклонения от эталона, не превышающие значений 3 мкм., считаются допустимыми. Если используется универсальный прибор, лучше не ограничиваться проведением калибровки с использованием ферромагнитной пластины-подложки – в комплекте наверняка имеется пластина из цветного металла, которую также задействуют в калибровочной процедуре в соответствующем режиме (nFe, то есть не ферромагнитный материал).

Как работать с толщинометром
Как работать с толщинометром

Какой толщиномер лакокрасочного покрытия лучше выбрать

Несомненно, самый лучший и универсальный тип толщиномеров – ультразвуковой. Такие приборы достаточно дорогие, часто выполнены в виде стационарных устройств. Такое устройство подойдет для СТО, занимающейся кузовными работами.

Простой магнитный толщиномер подойдет для личного пользования на длительный период. Он укажет на явные признаки проведения кузовного ремонта. Однако такое простенькое устройство может «не увидеть» работу опытных кузовщиков.

Видео — тестирование толщиномеров лакокрасочного покрытия автомобиля стоимостью от 8 до 1000 $:

Если вы не постоянный посетитель рынков подержанных авто, перекуп в лучшем смысле этого слова, можно взять прибор напрокат. Сейчас есть много контор, которые оказывают услуги проката качественных толщиномеров.

Обзор популярных моделей

Вихревой Recxon RM-660

Любительское устройство с характеристиками профессионального. Помещается в кармане, подходит для постоянного применения. Стоимость около 2500 рублей.

Магнитный Defelsko Prositest DFT Combo

Полупрофессиональный измеритель американского производителя, что подтверждается высокой стоимостью от 70000 рублей. Преимущество – не требует калибровки, звуковая индикация наличия отклонений от нормы.

ТМ-20МГ4

Измерительный прибор российского производства. Внесен в государственный реестр измерительных средств, его можно поверять для проведения оценки на СТО. Стоит около 35000 рублей. Имеет интерфейс подключения к компьютеру.

Etari Et-10T

Недорогой толщиномер китайского производства. Недостаток – измеряет ЛКП только на магнитных металлах. Стоимость – от 5500 рублей.

Richmeters GY910

Недорогой толщиномер с малой погрешностью. Стоимость – около 4000 рублей.

Магнитовихревой Condtrol Paint

Автоматически определяет тип металла, удобен в эксплуатации. Разработка российской компании, производится в Китае. Стоимость около 4000 рублей.

Etari Et-111

Одна из популярных моделей с понятным интерфейсом. Имеет опцию ультрафиолетовой подсветки для определения подлинности валют. Стоимость – около 8000 рублей.

Как добиться наиболее точных результатов?

На точность измерения влияют два параметра: качество самого прибора и условия снятия измерений. Поверхность должна быть чистой и без защитной пленки. Устройство имеет в районе датчика три точки опоры – две ножки и защищенный наконечник. Все три точки должны плотно прилегать к поверхности. После установки необходимо нажать на кнопку и начать сканирование. Нажатие должно быть коротким. После этого на экране толщиномера появится результат измерения.

Повторное измерение рекомендуется проводить на нескольких соседних участках

Как правильно проверять машину толщиномером?

как проверять автомобиль толщиномером

  • Начинать лучше с крыши, ведь это реже всего страдающий при ДТП элемент кузова, к тому же скорее всего, по наружным элементам вы получите самый маленький слой, так как на крышах производители очень часто экономят краску и лак.
  • Выбирайте последовательность деталей по вашему усмотрению, порядок не играет особой роли.
  • Внутренние дверные проемы обычно красят на 20-30% тоньше, чем внешние детали кузова.
  • Не забывайте проверить пороги автомобиля, если они металлические. Толщина краски на порогах обычно в 2-3 раза толще слоя на самой машине, потому что их красят антигравийной краской чтобы не облупливались от пескоструя дороги.
  • Учитывайте кривизну поверхности которую измеряете. Выбирайте максимально ровные участки, так как площадка прибора на кривой поверхности может вставать неровно и значения будут искажаться.

Что должен показывать толщиномер на целой машине

Если автомобиль не битый, не ремонтированный и не перекрашенный, то толщиномер должен показать толщину слоя краски не более 200 микрон. В целом же, как уже указано выше, средние значения составляют от 70 до 150 мкм. Соответственно, такие показания свидетельствуют о том, что с кузовом машины все в порядке. Если средние значения получаются больше, то это уже можно расценивать как признак битого автомобиля. И чем толще слой ЛКП, тем серьезнее были повреждения.

Для примера приводим таблицу со значениями толщины лакокрасочного покрытия на некоторых популярных моделей автомобилей.

Производитель Модель автомобиля Толщина ЛКП, мкм
Audi A1, A3, A4, A5, A7, A8 100-140
Q3, Q5, Q7 110-165
BMW 1-series, 2-series, 3-series, 5-series, 7-series 100-165
X1, X3 90-110
X5, X6 120-165
BYD F3 75-100
Cadillac Escalade, CTS 120-150
Chery Amulet, Tiggo 100-120
Chevrolet Lanos, Aveo, Cruze, Captiva, Lacetti, Niva 80-135
Citroen C5, C-Elysse 110-140
C4, C3, Picasso, Berlingo 75-125
DS4 205-230
Daewoo Nexia, Matiz 90-120
Fiat Albea, Punto 100-140
Ford Focus 150-170
Explorer, Kuga 135-150
Mondeo 115-130
Hyundai Accent, IX35, I30, I40, SantaFe, Elantra 70-110
Tucson, Solaris, Sonata 90-130
Honda Accord 135-155
Civic 105-135
Fit, CR-V 80-100
KIA Sportage, Sorento, Cerato, Cee’d, Picanto 100-145
Soul, Rio, Venga, Optima 120-150
Quoris 150-180
Lexus RX, ES, LX 140-160
CT, GX, LS 120-150
Mazda 3, 6 85-110
CX-7, CX-5 90-120
Mercedes-Benz C, E 150-170
GL, ML 100-140
S 160-190
Mitsubishi L200, Outlander XL, ASX 70-95
Lancer, Pajero 100-125
Nissan X-trail, Patrol, Juke, Qashqai, Murano, Tiida, Pathfinder 80-120
Almera, Teana 120-140
Opel Astra, Corsa, Mocca, Zafira, Insignia, Vectra 110-160
Peugeot 208, 308, 508, 3008 100-120
Renault Logan, Koleos 70-130
Fluence, Duster, Megane, Sandero 100-140
Skoda Octavia, Yeti, Superb, Fabia, Roomster 100-145
Suzuki Grand Vitara, SX4, Swift, Splash 85-115
Toyota LC200, Camry, Highlander, Auris, Verso 95-130
Avensis, Corolla, Prado, Prius, RAV4 80-110
Volkswagen Polo, Golf 80-110
Tiguan, Passat, Caddy, Multivan, Amarok 105-140
Touareg, Jetta 140-180
Volvo S40, S60, XC90 100-150
Lada, ВАЗ Калина, Приора 60-100
Granta, Niva 110-140

При этом помните, что разные детали и их разные участки в большинстве случаев по умолчанию имеют разную толщину слоя краски. Поэтому небольшие отклонения при измерениях от центра к краям допустимы. Однако они должны быть действительно небольшими – в пределах 50 микрон. При этом симметрично расположенные детали на заводе всегда окрашиваются одинаково – поэтому если на левом крыле толщиномер показывает большее значение, чем на правом, то это можно расценивать как свидетельство ремонта.

Разумеется, толщиномер не следует считать панацеей, позволяющей выявить абсолютно любые повреждения, — современные кузовные мастерские позволяют восстанавливать детали с практически заводской точностью. Однако такие случаи пока все еще редкость, поэтому в большинстве случаев такое устройство будет действительно полезным.

Читайте также: Что такое жидкое стекло для автомобиля и как его нанести.

Калибровка

Тол­щи­но­ме­ры про­да­ют­ся уже отка­либ­ро­ван­ны­ми с заво­да и гото­вы­ми к рабо­те. Обыч­но нет необ­хо­ди­мо­сти про­из­во­дить калиб­ров­ку. Каче­ствен­ный при­бор будет рабо­тать года­ми, и пока­зы­вать точ­ные резуль­та­ты изме­ре­ний. Для боль­шей уве­рен­но­сти и луч­шей точ­но­сти мож­но при­дер­жи­вать­ся пра­ви­ла – про­ве­рять «ноль» на метал­ли­че­ской пла­стине. Это гаран­ти­ру­ет, что зонд пра­виль­но настро­ен для харак­те­ри­стик осно­ва­ния, на кото­ром будет изме­рять­ся покрытие.

Калиб­ров­ка – про­цесс настрой­ки для рабо­ты со спе­ци­фич­ным мате­ри­а­лом до изме­ре­ний, что­бы быть уве­рен­ным, что изме­ре­ния точ­ны. На калиб­ров­ку вли­я­ет тип мате­ри­а­ла, его фор­ма и покры­тие. К при­ме­ру, маг­нит­ные свой­ства сталь­ных спла­вов варьи­ру­ют­ся, и про­во­ди­мость раз­ных алю­ми­ни­е­вых спла­вов и дру­гих цвет­ных метал­лов так­же варьи­ру­ют­ся. Эта вари­а­тив­ность вли­я­ет на точ­ность изме­ре­ний тол­щи­но­ме­ра. Это зна­чит, что тол­щи­но­мер, на мяг­кую сталь про­чи­та­ет дру­гое зна­че­ние для того же покры­тия на высо­ко­уг­ле­ро­ди­стой ста­ли. Настрой­ка тол­щи­но­ме­ра поз­во­ля­ет уста­но­вить тол­щи­ну покры­тия для усло­вий пре­об­ла­да­ю­щих для рабо­ты. Вдо­ба­вок к раз­ни­це мате­ри­а­лов, форм и покры­тий, настрой­ка может выпол­нять­ся при повы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре или при при­сут­ствии слу­чай­ных маг­нит­ных полей.

Про­из­во­ди­те­ли каче­ствен­ных тол­щи­но­ме­ров реко­мен­ду­ют делать калиб­ров­ку 1 раз в год для пол­ной уве­рен­но­сти в его точности.


Калиб­ро­воч­ные пла­сти­ны для толщиномера

В ком­плек­те с тол­щи­но­ме­ром есть набор калиб­ро­воч­ных пла­стин, сде­лан­ных из пла­сти­ка и име­ю­щих раз­лич­ную тол­щи­ну. Каж­дая пла­сти­на мар­ки­ро­ва­на соот­вет­ству­ю­щим зна­че­ни­ем. Вдо­ба­вок, в ком­плек­те есть метал­ли­че­ские пла­сти­ны (сталь и алю­ми­ний), слу­жа­щие осно­ва­ни­ем для пла­сти­ко­вых калиб­ро­воч­ных пла­стин, а так­же исполь­зу­ю­щи­е­ся для нуле­вой калиб­ров­ки. Пла­сти­ны изме­ря­ют­ся тол­щи­но­ме­ром в пред­пи­сан­ном поряд­ке, и инстру­мент настра­и­ва­ет­ся для рас­по­зна­ва­ния кон­крет­ной пла­сти­ны. С эти­ми ори­ен­ти­ра­ми инстру­мент настро­ит­ся на пра­виль­ную толщину.

Базо­вые про­це­ду­ры калиб­ров­ки похо­жи для всех тол­щи­но­ме­ров, одна­ко, нуж­но сле­до­вать инструк­ции кон­крет­ной моде­ли. Нет необ­хо­ди­мо­сти калиб­ро­вать каж­дый раз при исполь­зо­ва­нии при­бо­ра (если изме­ре­ние про­из­во­дит­ся на том же объ­ек­те). Пери­о­ди­че­ские про­вер­ки делать реко­мен­ду­ет­ся для опре­де­ле­ния воз­мож­ных отклонений.

После калиб­ро­ва­ния тол­щи­но­ме­ра, пара­мет­ры запи­сы­ва­ют­ся в его памя­ти и про­цесс не нуж­но делать повтор­но. Реко­мен­ду­ет­ся про­ве­рить точ­ность по спе­ци­аль­ным калиб­ро­воч­ным образ­цам, после мно­же­ства часов его рабо­ты или если при­бор дол­гое вре­мя не использовался.

Печа­тать статью

Как пользоваться прибором

Собственно измерение толщины ЛКП – процедура технически очень простая, но при проведении замеров необходимо учитывать некоторые нюансы. В частности, большинство старых моделей и современные курковые при включении требуют отсутствия контакта с измеряемой поверхностью, приборы последних поколений автоматически включаются, как только датчик устройства зафиксирует контакт с любой твёрдой поверхностью.

Итак, алгоритм, описывающий, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей, выглядит следующим образом: прижимаем включённое устройство к измеряемой поверхности, и на дисплее высветится толщина слоя ЛКП в этой точке. В курковых приборах для этого необходимо нажать и через несколько секунд отпустить курок, для нажимных моделей вообще ничего нажимать не нужно. Главное условие высокой точности измерений – удерживание прибора крепко и обязательно параллельно измеряемой поверхности. Любой перекос даст искажения результатов замеров. Существует несколько способов измерений:

  • точечные, когда толщина слоя краски измеряется в последовательности точек, которых может быть произвольное количество – чем больше, тем лучше;
  • непрерывный режим предполагает проведение толщиномером по измеряемой поверхности, не отпуская курок – показания прибора при этом будут динамически изменяться, а их фиксация окажется затруднительной. Данный режим обычно используется для быстрого поиска аномальных областей, в которых показания устройства будут сильно отличаться.

Если требуется определение средней толщины ЛКП, используются именно точечные измерения. При этом каждый измеряемый кузовной элемент следует разделить на пять сегментов: одно измерение производят посередине, четыре – по углам.

Но, как уже отмечалось выше, ограничений на количество замеров нет. А если имеются подозрения касательно неравномерности слоя ЛКП, то их заведомо должно быть много. Чтобы исключить погрешности, связанные с человеческим фактором, в каждой точке проводят несколько замеров, пока показания не совпадут с допустимой погрешностью. Результаты необходимо обязательно фиксировать, для чего желательно загодя подготовить схему осмотра кузова. Ещё один совет, как правильно пользоваться толщиномером при покупке автомобиля – производить замеры не только в указанных пяти точках каждой кузовной детали, но и вокруг них на расстоянии 10-15 см. – это увеличит точность измерений.

После исследования всех замеров необходимо основательно поработать с записанными результатами. Для этого суммируем значения для каждой точки и делим полученный результат на количество измерений. Поступаем таким же образом со всеми кузовными элементами – при проведении минимально рекомендуемых пятиточечных измерений получим общую картину, описывающую состояние лакокрасочной поверхности автомобиля. Осталось сравнить полученные среднеарифметические результаты с заводскими, чтобы получить реальную картину аномалий ЛКП. Отметим, что толщина заводского слоя краски различается не только в отношении разных марок и моделей, но и в конкретном автомобиле, в зависимости от кузовной детали. Все эти значения легко можно получить из интернета. Как видим, нет ничего сложного в том, чтобы проверить машину толщиномером самостоятельно. Но важно также уметь интерпретировать полученные результаты.

Виды устройств

Типов толщиномеров существует большое количество. Есть отдельные модели для измерения толщины бетона, бумаги, прокатных труб или листов. Для измерения ЛКП используют четыре основных вида:

  • магнитные;
  • электромагнитные;
  • ультразвуковые;
  • вихретоковые.

Магнитный

Такие приборы имеют самую простую конструкцию. В небольшом корпусе находится магнит. В зависимости от толщины покрытия будет меняться сила притяжения магнита. Полученные результаты передаются на стрелку, которая показывает значение в микронах.

фото 2
фото 2
Простой магнитный толщиномер

Стоят магнитные толщиномеры недорого, но проигрывают в точности измерений. Показывают только примерные значения и работают только с металлическими поверхностями. Стоимость прибора может начинаться от 400 рублей.

Электромагнитный

Электромагнитный толщиномер работает по схожему принципу с магнитным, но использует для измерений электромагнитную индукцию. Точность таких измерителей более высокая, а стоимость вполне приемлема, около 3 тыс. рублей. Поэтому данные приборы более распространены среди автолюбителей. Основным их минусом является то, что они могут работать только с металлическими поверхностями. Покрытие на алюминиевых или медных деталях они не измеряют.

Ультразвуковой

фото 3
фото 3
Ультразвуковой толщиномер

Принцип работы данных толщиномеров основывается на измерении скорости прохождения ультразвуковых волн от поверхности до датчика. Как известно, ультразвук по-разному проходит через различные материалы, но основе этого и получают данные. Они обладают универсальными свойствами, так как могут измерять толщину ЛКП на большом количестве типов поверхностей, включая пластиковые, керамические, композитные и металлические. Поэтому такие устройства используют на профессиональных станциях техобслуживания. Минусом ультразвуковых толщиномеров является их высокая стоимость. В среднем от 10 тыс. рублей и выше.

Вихретоковый

Этот тип толщиномера отличается самой высокой точностью измерений. Измерения ЛКП можно проводить на любой металлической поверхности, а также на цветных металлах (алюминий, медь). Точность будет зависеть от токопроводимости материала. Используется ЭМ катушка, которая создает вихревые магнитные поля на поверхности металла. В физике это называется токами Фуко. Известно, что медь и алюминий проводят ток лучше, а значит, на этих поверхностях будут самые точные показания. На железе будет погрешность, иногда существенная. Прибор отлично подойдет для замеров на алюминиевом кузове. Стоимость в среднем составляет 5 тыс. рублей и выше.

Зачем нужно проверять толщину краски?

Водители должны знать не только, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий, но и для чего это вообще нужно делать. Толщина ЛКП наглядно покажет покупателю, подвергался ли транспорт покраске или восстановлению после ДТП.

Автомобили чаще всего перекрашивают в двух случаях:

для маскировки небольших дефектов;

после аварии, которая закончилась серьезными повреждениями.

К сожалению, определить «на глаз» покрашен ли кузов повторно, сможет только эксперт в этих делах. Обычный автолюбитель не увидит разницы. Но подкрашенной может оказаться и новая машина, поэтому важно при осмотре ТС использовать толщиномер.

Читайте также:  Замена краника печки ваз 2106

Нет ничего плохого в покупке авто после небольшой косметической «корректировки». Однако покраска — это серьезный повод попросить у продавца скидку.

Если автомобиль попадал в серьезную аварию, то его не стоит даже проверять. Покупая битую машину, водитель рискует своей жизнью и жизнями своей семьи. Он не знает, какие повреждения были устранены, а какие нет. Внутренние неполадки в любой момент могут привести к еще одному ДТП. Покупать битую машину можно только на запчасти.

Полезные советы

  • Иногда продавцы идут на такое ухищрение: специально не моют грязный автомобиль, чтобы затруднить его обследование прибором.
  • Вы должны знать, что у некоторых моделей премиум-класса (марки Mercedes и некоторых других) заводская толщина ЛКП выше обычной и доходит до 150-250 мкм. В данном случае нужно смотреть документацию по авто.
  • Имейте в виду, что у возрастных машин, даже если они по каким-то причинам все еще имеют заводское ЛКП, кузовные элементы, расположенные горизонтально, могут иметь значительно низкую толщину, т. к. при мойке эти места трутся более сильно и краска на них со временем истончается, особенно у любителей содержать авто в чистоте, что само по себе похвально, конечно.
Back To Top