Сгоны для труб: что это такое, размеры сгонов для трубопроводов, металлические

Сгоны для труб: что это такое, размеры сгонов для трубопроводов, металлические

Что такое муфта

Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.

Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.

что такое сгон у трубопровода

Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.

Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.

Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах

Основными преимуществами стыковки труб резьбовыми сгонами являются:

  1. Соединение отдельных участков труб в единую систему выполняется без проведения трудоемких сварочных работ.
  2. Для монтажа не требуется высокой квалификации и большого практического опыта.
  3. Несложная технология монтажных работ.

На заметку: Недостатком резьбового соединения трубопроводов является возможная разгерметизация.

Как правильно собрать трубопровод?

Чтобы соединить трубопроводную систему, нужно поэтапно сделать несколько простых действий:

  1. Прежде всего, нужно накрутить муфтовое соединение на участок трубки.
  2. После этого, короткую сторону сгона нужно до упора вкрутить в муфту, чтобы соединение было прочным.
  3. На длинный участок сгона необходимо накрутить контргайку.
  4. Затем прикручивается соединительный фитинг.
  5. К трубе приложить конец сгона и подкрутить муфту так, чтобы она закрепилась на трубке.
  6. Потом нужно закрепить фитинг при помощи контргайки, подкрутив ее к муфте таким образом, чтобы между заготовками оставалось расстояние около 2,5-3см.
  7. Детали необходимо накручивать по направлению вращения контргайки, которую следует при помощи гаечного ключа завинтить до упора, чтобы уплотнить соединение и предупредить протечку в этом месте.

Чтобы сделать стыки всех элементов герметичными, на резьбу наматывают ФУМ-ленту.

Устройство соединения и его обозначение

Сгоны резьбовые двухсторонние применяют для стыковки отдельных участков трубных систем подачи воды, отопления и газа.
Соединительные фитинги допускается применять в трубопроводах с внутренней температурой жидкости до +175° С и величиной рабочего давления в магистрали не больше 1,6 МПа.

Деталь фитинга в местах стыковки сантехнической трубы состоит из соединительной муфты, имеющей боковые ребра для удобной фиксации газовым ключом, и контргайки таких же размеров, как у наружной трубной резьбы соединительного элемента (ГОСТ 8969 -75).

Данным стандартом определяется маркировка фитинга:

  1. Сгон резьбовой.
  2. Условный внутренний диаметр (в дюймах).
  3. Материал (обозначается заглавной буквой).

Завершает шифр действующий государственный стандарт. Пример условного обозначения фитинга «Сгон 40 «ГОСТ 8969-75».

По этому стандарту определены следующие размеры:

Что такое сгоны

Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.

Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.

Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.

сгоны для труб размеры

Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:

  • Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
  • Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
  • Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.

Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:

  • 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе — внутренний диаметр, третье — длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм.

металлические сгоны для труб

Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.

Где используются и устанавливаются сгоны

Сгоны применяют в водопроводах, системах отопления, газопроводах, их устанавливают:

  • В линиях водоснабжения и отопления после вентиля на стояке. Это позволяет извлечь запорную арматуру из трубопровода в случае неисправности для ремонта или замены.
  • При подводке к радиатору отопления из чугуна старого образца труб, также их применение позволяет очистить трубопровод от известковых отложений и ржавчины.
  • На подводку при подключении автономного оборудования для нагрева воды — газовых котлов, бойлеров, расширительных баков и сантехнической арматуры (смесители с разъемом елочка).
  • На трубопровод для подводки газа к бытовому и водонагревательному оборудованию — плитам, котлам.
  • Иногда сгоны используются на участках системы для получения дополнительного отвода, при этом муфту заменяют тройником, а расстояние между трубами увеличивают.

Читайте также:  Муфта американка для полипропиленовых труб — виды, размеры, монтаж

Сгоны для труб размеры
Сгоны для труб размеры

Рис. 3 Сгон для труб стальной цилиндрический – размеры по ГОСТ 8969-75.

Статья по теме:

фитинги для металлических труб резьбовые - каталог и ассортимент.
фитинги для металлических труб резьбовые - каталог и ассортимент.
Фитинги для металлических труб резьбовые — каталог, размеры, ассортимент . Возможно. также будет интересно узнать про ассортимент фитингов для металлических труб, размеры, материалы изготовления.

Какие сгоны для труб наиболее эффективны

Выбирая соединительные фитинги для стыковки отдельных участков трубопроводов следует отдать предпочтение трубкам с длинной резьбою. В этом случае можно разместить все детали на одном резьбовом участке. Более короткая резьба «потянет» за собой увеличение расстояния между соединителем и окончаниями соединяемых труб, что отрицательно сказывается на прочности соединения.

Чаще всего сантехнические сгоны применяются при монтаже водопроводных линий. При постоянном контакте с влажной средой наружная поверхность соединительных фитингов может окисляться и поэтому их снаружи обрабатывают антикоррозийными защитными средствами.

Для эффективной эксплуатации соединительных разъемных соединений частей трубных систем лучше всего выбирать следующие виды фитингов:

  • С цинковым покрытием.
  • Из нержавеющей стали.
  • Стальные элементы.

Совет: Для увеличения продолжительности эксплуатации соединительных сгонов из стали необходима антикоррозийная обработка наружной поверхности.

Сгоны для труб стальные с муфтой и контргайкой: размеры и описание

Сгоны необходимы при ремонте трубопровода: для соединения отдельных деталей, принадлежащих к целостной системе. От качества этого элемента, его правильной установки и дальнейшего использования зависит, сколько прослужит водопроводная система.

Как производится монтаж сгона в систему

Муфты стальные соединительные для монтажа и устройства водопроводов, устанавливаемые после вентилей, монтируются с соблюдением следующих правил:

  • Фитинги должны иметь длину просвета между трубами не более 5 мм. с учетом углубления стороны с короткой резьбой в присоединяемое оборудование или арматуру.
  • На сторону с резьбой длиной не менее 20 ниток последовательно наворачиваются контргайка стальная и соединительная муфта.
  • Льняное волокно или нить наматываются по ходу резьбы
  • При монтаже на короткую сторону наматывают льняное волокно, смазывают его специальной пастой и ввинчивают трубу сгона в выходной патрубок вентиля вручную, а затем поджимают газовым ключом. Для удобства используют второй ключ, удерживая им корпус вентиля во избежание проворачивания на трубопроводе.

Рис. 5 Части соединительные стальные по ГОСТ 8965-75

  • Наворачивают на длинную сторону соединительные детали: контргайку до упора и муфту, на подсоединяемую трубу по ходу резьбы наматывают лен.
  • Сгоняют длинную муфту вниз и наворачивают на трубу, дожимая ее газовым ключом.
  • Наматывают льноволокно с другого конца муфты, обмазывают его пастой и затягивают контргайку.

Необходимо понимать, что подмотка с другого конца не попадает под резьбу муфты, поэтому уплотнение и герметизация соединения будет осуществляться за счет сдавливания волокна контргайкой. Поэтому наматывать следует большее количество витков льноволокна с таким расчетом, чтобы контргайка подходила к муфте или между ними оставался небольшой зазор (не более 1 мм.) после сильного стягивания с большим прилагаемым усилием.

Основные виды сгонов


Внешний вид сгона

Благодаря большому разнообразию видов и размеров труб, были разработаны разные варианты соединительных элементов. Существуют сгоны для труб всех типов, в том числе – для пластиковых. Рекомендуется использовать их в лояльной среде: при температуре в пределах 180 градусов.

Доступны три типа сгонов разного размера:

  • длинные (длина сгона – 30 см, длинной резьбы – от 5 до 9 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см);
  • короткие (длина сгона – от 10 до 15 см, длинной резьбы – от 5 до 9 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см)
  • компенсирующие (длина сгона – от 13 до 17 см, длинной резьбы – от 7,5 до 10 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см).

При выборе размера соединительного элемента следует брать во внимание диаметр трубопровода. Сгоны должны соответствовать стандартам ГОСТ 8969-75. Их изготавливают из металлических труб, которые, в свою очередь, проходят проверку по ГОСТ 3262-75.

Сгоны в обязательном порядке получают сертификацию в соответствии с международным стандартом DIN 16961. Наиболее часто используются изделия с условным диаметром от 0,5 до 2 дюйма.

Относительно недавно популярность приобрел универсальный сгон «американка». Его применение целесообразно в тех случаях, когда во время ремонта нет необходимости демонтировать все существующие соединения.

Прямой сгон «американка» напоминает обычную муфту, однако принципиально отличается от нее двумя вещами: наличием двух резьбовых фитингов и накидной гайки. Также изделие может быть угловой формы.

Использование сгона такого типа позволяет отремонтировать участок водопровода, существенно сэкономив время. Для монтажа не потребуется специальных навыков, из инструментов будет достаточно простого разводного ключа.

«Американка» часто используется в сантехнике, например, устанавливается на обоих концах водопроводного счетчика. Обладает высоким уровнем надежности и хорошо переносит перепады давления. Детали такого типа приобрели наибольшую популярность в качестве соединительных элементов для металлопластиковых и пластиковых труб.

Читайте также:  Гнущаяся пластмасса. Как согнуть пвх трубу в домашних условиях

Сгоны для труб: разновидности, выбор, установка

Как сделать сгон на трубе?

Сгоны для труб – это соединительный фитинг, изготовленный в виде отреза трубы с резьбой на концах. Для удобства монтажа резьба на сгоне различается по длине и размерам. Сгоны могут быть использованы при строительстве водопроводов, газопроводов, отопительных и канализационных систем. Как самостоятельно подобрать наиболее оптимальное для конкретной ситуации устройство и произвести его монтаж, читайте далее.

Соединительный фитинг для трубопровода

Как подобрать сгон

При выборе сгона требуется учитывать:

  • вид соединительного фитинга;
  • материал изготовления фитинга;
  • технические параметры.

Разновидности сгонов

Произвести классификацию сгонов можно по следующим признакам:

  1. в зависимости от конструктивного исполнения различают:
  • прямой сгон, предназначенный для монтажа на ровном участке магистрали (рисунок выше);
  • угловой сгон, предназначенный для участков с необходимостью смены направления трубопроводной системы;

Читайте также  Как поставить заглушку на канализационную трубу?

Фитинг для смены направления магистрали

  1. в зависимости от сферы применения различают:
  • компенсирующие сгоны. В большинстве случаев такие устройства устанавливаются в местах подключения сантехнического или газового оборудования, радиаторов отопления, так как позволяют компенсировать отклонение труб в пределах 5 см;
  • короткие и длинные сгоны, применяющиеся для подключения иного оборудования трубопроводной системы.

Разновидности сгонов для трубопровода

Многие, особенно начинающие сантехники, причисляют к разновидностям сгонов такие фитинги, как бочата и резьбы. Однако данное утверждение ошибочно.

Бочонок представляет собой отрез трубы с резьбой на концах. В отличие от сгона на трубу с обеих сторон наносится одинаковая по длине и размерам резьба. Предназначается такое устройство для соединения труб без сварки.

Фитинг для соединения труб между собой

Резьба – это фитинг, изготовленный из отреза трубы с резьбой на одном конце. Устройство применяется для присоединения иных видов резьбовых фитингов в водопроводную, газопроводную или отопительную систему.

Устройство для монтажа резьбовых фитингов

Подбор материала изготовления

Для изготовления сгонов используются такие материалы, как:

  • углеродистая сталь. Стальные фитинги отличается невысокой стоимостью и большим запасом прочности. Однако из-за сильной подверженности коррозии их монтаж производится преимущественно на системы газоснабжения;
  • оцинкованная сталь. Такие фитинги не подвержены образованию коррозийного налета, поэтому могут применяться в системах водоснабжения, в том числе и питьевого водопровода и отопления, а также на иных трубопроводах в местах возможного воздействия атмосферных осадков;
  • нержавеющая сталь. В отличие от оцинкованных фитинги из нержавеющей стали отличаются большей стоимостью и преимущественно предназначаются для питьевых водопроводных систем, а также для соединения труб в земле;
  • латунь. В настоящее время из-за высокой стоимости практически не используется.

Латунный сгон для трубопроводов

Определение технических параметров

Металлические сгоны изготавливаются в соответствии с ГОСТ 8969-2010. При подборе параметров следует учитывать:

  • вид резьбы. Сгоны могут быть с левой резьбой или с правой, с внутренней резьбой или с внешней резьбой. Подбор данного параметра осуществляется на основании данных оборудования, которое требуется подключить при помощи фитинга;
  • условный проход фитинга в соответствии с диаметром трубопроводной магистрали;
  • размер нанесенной на фитинг резьбы.

Стандартные размеры металлических сгонов в соответствии с ГОСТ

Самостоятельное изготовление сгона

При необходимости изготовить сгон нужных размеров можно самостоятельно. Для выполнения работы потребуются:

  • металлическая стальная труба – отрез трубы соответствующей длины;
  • столярные тиски для облегчения работы;
  • оборудование для нарезки резьбы: плашка с плашкодержателем для внешней резьбы или метчик для нанесения внутренней резьбы;
  • напильник (предназначается для снятия фаски);
  • болгарка (ножовка по металлу) для резки, если потребуется отрезать часть трубы для заготовки сгона;
  • смазка.

Работа выполняется в следующем порядке:

  1. при помощи болгарки или ножовки отрезается заготовка для сгона соответствующей длины;

Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона

  1. с концов подготовленного отреза снимается фаска;
  2. края обрабатываются смазкой для облегчения нарезки резьбы;
  3. сгон зажимается тисками;
  4. выбранным оборудованием нарезается резьба. Короткая часть резьбы должна составлять не менее 5 ниток, а длинная – 20 ниток. При необходимости длинная часть может быть увеличена до 30 ниток.

Нарезка резьбы на сгоне

При самостоятельном изготовлении сгона нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты мастера. Рекомендуется использовать перчатки и защитную маску при резке труб.

Установка сгонов

Основными преимуществами установки сгонов являются:

  • простота монтажа. Соединение труб сгоном не требует для выполнения сварочного аппарата и навыков работы с ним. Работа может быть выполнена начинающим мастером;
  • невысокая стоимость;
  • получение разъемного соединения;
  • возможность проведения ремонта без отключения всей трубопроводной магистрали.

Места размещения фитингов

Сгоны рекомендуется устанавливать:

  • после кранов и/или вентилей, что позволит отключить последующий участок трубопроводной системы для выполнения ремонтных или профилактических работ;
  • на центральных стояках какой-либо системы;
  • при подключении оборудования (радиаторов отопления, котлов, приборов индивидуального учета и так далее);
  • на подводках стационарного типа.

Места, где требуется монтаж сгона

Установка фитинга

Для монтажа трубопровода потребуется приобрести сгон с муфтой и контргайкой (стандартный комплект фитинга).

Комплект фитинга «Сгон»

Соединение сгонов муфтой производится по следующей схеме:

  1. на конец сгона с длинной резьбой устанавливается контргайка, а затем накручивается соединительная муфта;
  2. соединяются участки трубопроводной системы;
  3. муфта плавно перемещается на короткий участок резьбы до упора («заклинивания», как готовят профессиональные сантехники);
  4. длинный участок резьбы герметизируется любым способом: можно использовать обычную льняную нить с дополнительной фиксацией краской или специальным составом; можно специализированные средства, такие как ФУМ-лента, нить Тангит Унилок и так далее;

Варианты уплотнения резьбового соединения

  1. муфта закрепляется контргайкой;
  2. все элементы соединения в сборе фиксируются при помощи газового ключа;

Последовательность сборки трубопровода при помощи сгонов

  1. проверяется герметичность полученного соединения. При наличии течи через фитинг рекомендуется увеличить количество герметизирующего материала и плотнее затянуть гайку.

Что такое сгон и как его установить, смотрите на видео.

Стандартные сгоны могут быть установлены на трубопроводные системы при соблюдении следующих условий:

  • максимальное давление внутри магистрали не превышает показателя в 16 атмосфер;
  • максимальная температура рабочей среды – 175°С.

При необходимости установки сгонов на системы с иными параметрами требуется изготовление сгонов по индивидуальным параметрам.

Источник: https://vse-o-trubah.ru/sgony-dlya-trub.html

Можно ли самостоятельно изготовить сгон и как это делать

При устройстве трубопроводной магистрали своими руками иногда возникает ситуация, когда требуется подборка нужной длины сгонов – заводские изделия по стандартам перекрывают лишь узкий диапазон размеров и диаметров. В этом случае используют самостоятельно изготовленную трубу, а зажимную контргайку и муфту необходимого диаметра берут от другой заготовки. Для изготовления нужно использовать подходящий по длине отрезок газовой трубы, для проведения работ потребуется плашка с держателем или клупп, масло, тиски для зажима заготовки, ножовка по металлу или болгарка для резки трубы.

Рис. 7 Пример монтажа сгона на ФУМ ленту для установки газового счетчика

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Отрезают от трубы заготовку нужной длины, зажимают деталь в тиски, наружные торцы с обеих сторон защищают наждачной бумагой, болгаркой или напильником.
  2. Смазывают трубную поверхность со стороны короткой резьбы, вставляют в держатель или клупп плашку и плотно прижимают ее к торцу, стараясь выдержать строго перпендикулярное положение относительно оси заготовки.
  3. Начинают вворачивать плашку в трубу, прилагая при этом максимальное усилие, после нескольких витков и схватывания зубцов плашки за резьбу, прижимное усилие не требуется.
  4. Нарезку производят в прямом и обратном направлении, периодически извлекая инструмент и очищая его от стружки чистой тряпкой вместе с трубной поверхностью.
  5. После прохода на короткой стороне 5 – 6 витков деталь переворачивают и приступают к нарезанию длинной резьбы из 20 витков на другом конце.

Рис. 8 Порядок изготовления сгона своими руками

Сгон является одним из распространенных вариантов подключения стальных трубопроводов к сантехнической и газовой арматуре, оборудованию. При правильном монтаже соединительная муфта обеспечивает надежное, долговечное и герметичное соединение, при необходимости фитинг подходящей длины несложно сделать своими руками.

Как демонтировать резьбовые соединения?

Чтобы защитить газо- или водопровод от коррозии металла, его красят, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Но после покрасочных работ демонтировать резьбовые соединения весьма затруднительно. Поэтому специалисты рекомендуют не окрашивать фитинги многократно, одного раза вполне достаточно.

Если соединительные детали подверглись многократной покраске, то перед демонтажными работами нужно удалить краску при помощи ножа или паяльной лампы.

Затем разбираемый участок трубопровода нужно смазать консистентным жиром, чтоб сделать процесс разбора более легким.

На сложность разборки влияет материал изготовления заготовок. К примеру, чугунные элементы, накрученные на стальной трубопровод, легко открутить обычным гаечным ключом. А вот стальную муфту практически невозможно им раскрутить. Для этого нужно нагреть соединение паяльной лампой или газовой горелкой в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.

Таким образом, при использовании муфт и сгонов можно создать сборно-разборное соединение участка трубопроводной магистрали, что в случае необходимости проведения ремонтных работ позволяет демонтировать определенную часть системы, не разбирая трубопровод полностью.

Особенности соединения и монтаж

Сгоны способны функционировать в системах, где температура достигает 175 градусов, а давление не превышает 16 атмосфер. Фитинг продается вместе с соединительной муфтой и контргайкой стандартных размеров.

Устанавливать сгоны предстоит по определенному алгоритму. Объяснить его можно на примере детали, устанавливаемой после вентиля. Длина фитинга определяется таким образом, чтобы деталь оказалась где-то на 5 миллиметров короче, чем просвет между трубами. При этом обязательно учитывается грядущее углубление одной стороны в патрубок присоединяемого оборудования.

На длинную сторону сгона (то есть на ту, где не менее 20 витков) накручиваются стальная контргайка и соединительная муфта, идущие в комплекте. Короткая сторона обматывается по ходу резьбы льняным волокном с обязательной пропиткой любой краской, лаком или герметизирующей нитью.



Следом эта короткая сторона покрывается специальной пастой и вкручивается в резьбу патрубка, в данном случае вентиля. Сначала все делается вручную, а затем затягивается газовым ключом. В это время обязательно следует придерживать сам вентиль, например, другим ключом, чтобы он не провернулся. В противном случае вполне возможно возникновение течи.


Муфта на длинной стороне «сгоняется» вниз и накручивается на трубу при помощи газового ключа. За ней спускается и контргайка, пока между ней и муфтой не останется 3-4 витка резьбы. С другого конца муфты наматывается льноволокно, все обмазывается пастой, и контргайка затягивается.

Во время эксплуатации может возникнуть несколько типичных проблем, которые довольно легко решаются.

  • Если течет контргайка, это говорит о том, что испорчено льноволокно или иная подмотка, способная сгнивать и выгорать. В этом случае старая подмотка меняется на новую, обработанную краской или быстросохнущим лаком, что позволит противостоять влаге и высоким температурам.
  • Кроме того, гайка может течь из-за излишних движений батареи или ее патрубка либо изначального отклонения оси резьбы. Данную проблему можно устранить, но перед этим необходимо обязательно отключить отопление, перекрыв вентили. Следует также добавить, что если течь идет по резьбе, то сгон придется менять.
  • То же самое предстоит сделать и при появлении ржавчины. Последняя проблема устраняется путем монтажа латунной детали, неспособной подвергнуться коррозии либо покрыться отложениями. Эксплуатироваться сгон из латуни может практически неограниченный период времени.


Технология сборки трубопровода

Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Сначала на трубу следует накрутить муфту.
  • Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
  • На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
  • Следом за ней идет соединительный фитинг.
  • Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
  • Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.

сгон на трубопроводе что это

Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.

Полезные аксессуары

Заменить определенную деталь в целостной конструкции, иногда, бывает очень сложно или даже, практически, невозможно.

Сие сопряжено с целым рядом сложностей (электросварные фитинги для ПНД труб).

Именно по этой причине при обустройстве многих систем используют резьбовые соединения посредством муфт (соединительные для труб ПНД) и сгонов.

Это соединительный фитинг, который представляет собой трубку небольшого размера с резьбой для стыковки пустотелых предметов.

На одном конце длина резьбы, по обыкновению, намного меньше, чем на противоположном.

Так как тот торец, что короче (5-6 ниток) предназначен для муфты, а второй, состоящий из 20 – 30 ниток – для зажимного устройства и контргайки.

Нержавеющий сгон с контргайкой, как правило, используется для объединения двух неподвижных труб, которые нет возможности развернуть.

Также эта деталь может применяться в совокупности с шаровым краном любого сечения (как соединить кран с полипропиленовой трубой написано здесь).

Специалисты отдают предпочтение изделиям с достаточно длинной резьбой.

Потому что при возникновении ситуации, когда нет альтернативы, поместить нужную деталь на участке с пазами, необходимо увеличить промежуток между стыковочными сторонами трубы и сгона.

А это приведет к снижению прочности соединения.

А что вам известно про устройство дренажной канавы? Прочитайте в полезной статье, как правильно отвести грунтовые воды с приусадебного участка.

Про величину штрафа за скважину на участке написано на этой странице.

Следует знать, что данная соединительная деталь, в большинстве случаев, используется для систем водопровода (видео, как соединить трубы ПНД без сварки, посмотрите здесь).

Поэтому она должна обладать хорошей защитой от коррозии.

Сгоны для труб — фитинги для быстрой разборки трубопровода

Michel

В этой статье я хочу познакомить читателя с одним из простейших фитингов для монтажа стальных водопроводов — сгоном. Мы выясним, что это такое и узнаем, как и где монтируется сгон. Кроме того, нам предстоит познакомиться с типичными проблемами соединений со сгонами и способами их устранения.

Разрешите представить героя этой статьи.

Первое знакомство

Среди сантехников сгоном называют:

  • Патрубок с короткой (5 ниток) трубной резьбой на одном конце и длинной (не менее 20 ниток) на другом;
  • Длинную резьбу, нарезанную на подводке к сантехническому прибору.

Сгон позволяет разобрать участок трубопровода в местах, где соединяются неповоротные детали. Его применение там, где деталь можно вывернуть из муфтового фитинга, нецелесообразно: чем больше резьбовых соединений, тем больше вероятность появления течей.

Размеры сгонов для труб всегда соответствуют размеру трубопровода, в который он устанавливается. При монтаже водопроводов и отопления применяются следующие номинальные размеры:

  • ДУ15 (1/2 дюйма);
  • ДУ 20 (3/4 дюйма);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 1/4 дюйма);
  • ДУ 40 (1 1/2 дюйма);
  • ДУ 50 (2 дюйма).

Максимальный размер — ДУ50.

Трубопроводы больших диаметров там, где соединение нужно сделать разборным, монтируются на фланцах.

Стандартные длины фитингов прописаны в ГОСТ6357-73:

ДУ Длина, мм
15 110
20 110
25 130
32 130
40 150
50 160

Увы, на практике длины сгонов на подводках и стояках часто отличаются от стандартных. В каждом конкретном случае их нужно замерять и подбирать изделие нужной длины.

Изготовление

Что делать, если найти сгон подходящего размера в продаже не удалось?

Разумеется, изготовить его самостоятельно. Для этого понадобятся:

ВГП трубы ГОСТ 3262-75 производятся легкими, обыкновенными и усиленными. Разница — в толщине стенок: для условного прохода ДУ15 она составляет 2,5, 2,8 и 3,2 мм соответственно. Для наших целей лучше взять усиленную трубу, иначе толщина стенок на впадинах резьбы будет опасно малой.

Толщина стенок у разных типов ВГП труб.

Плашка в рамке — держателе.

  • Тиски;
  • Болгарка или ножовка для резки трубы;
  • Напильник для снятия фасок;
  • Любое масло (веретенка, солярка, моторная отработка, масло для швейных машин и т.д.).

Вот как выглядит процесс изготовления сгона по собственным размерам:

  1. Труба отрезается по длине;
  2. С обеих сторон напильником снимаются наружные фаски;
  3. Труба зажимается в тиски;
  4. Ее поверхность смазывается. Масло уменьшит необходимое для нарезки усилие и избавит поверхность от задиров металла;
  5. Плашка надевается на трубу направляющей рамкой и прижимается к ней с максимальным усилием; одновременно рамка поворачивается по часовой стрелке. Прижимать плашку можно прекратить лишь после нарезки первых двух ниток;
  6. Со стороны короткой резьбы нарезается пять ниток, со стороны длинной — 20.

После того, как заход сделан, плашку можно перевернуть. Этим мы компенсируем неравномерность ее износа.

Применение

Примеры

Где можно встретить сгоны?

  • После вентилей на стальных подводках, стояках водоснабжения и отопления. Они обеспечивают возможность замены запорной арматуры при ее неисправности. Кроме того, благодаря сгону трубу можно вскрыть для прочистки (увы, стальные трубы за десятилетия эксплуатации зарастают ржавчиной и известковыми отложениями);
  • На подводках к отопительным приборам. Прежде всего — к уже упоминавшимся чугунным батареям: современные радиаторы чаще монтируют на других быстроразъемных фитингах — американках;

Сгоны на подводках к чугунному радиатору.

  • На жестких подводках к смесителям — «елочкам» (кухонным смесителям старого образца).

Монтаж

Вот инструкция по монтажу сгона на примере подводки водоснабжения после вентиля.

  1. Длина фитинга подбирается таким образом, чтобы он был на 3 — 5 мм короче просвета в трубе с учетом резьбы в корпусе вентиля;
  2. На длинную резьбу сгона последовательно наворачиваются контргайка и муфта;
  3. Короткая резьба подматывается по ходу резьбы;

Я использую в качестве подмотки герметизирующую нить Тангит Унилок или сантехнический лен с обязательной пропиткой любой краской или лаком . Пропитка не даст органическому волокну загнить на холодной вожде и выгореть на ГВС или отоплении.

На фото — нить-герметик Тангит Унилок.

  1. Подводка оттягивается или отжимается на пару сантиметров вбок, и сгон вкручивается в резьбу вентиля. Вначале — своими руками, без инструмента, потом он подтягивается газовым ключом. Корпус вентиля желательно удерживать вторым ключом, не давая ему провернуться: новое положение барашка или рукоятки может оказаться неудобным, а обратный ход резьбы с большой вероятностью заставит ее дать течь;
  2. Короткая резьба на подводке после вентиля подматывается, после чего на нее сгоняется муфта с длинной резьбы;

Капитан Очевидность подсказывает: термин «сгон» произошел именно отсюда.

  1. Контргайка сгоняется по резьбе вслед за муфтой, пока между ними не останется 3-4 нитки резьбы;
  2. В просвет по ходу резьбы укладывается подмотка, после чего контргайка затягивается.

Порядок сборки соединения. 1-сгон, 2-подводка, 3-муфта, 4 — контргайка.

Маленькая хитрость: установив вместо муфты тройник, можно получить дополнительный отвод ХВС или ГВС (например, для подключения стиральной или посудомоечной машины).

Проблемы и решения

Вот описание нескольких типичных проблем соединений на сгонах и способов их решения.

Течь контргайки на подводке водоснабжения

Причиной течи чаще всего становится сгнившая или выгоревшая подмотка.

Сантехнический лен без пропитки нестоек к влаге и высоким температурам.

В качестве пропитки можно использовать любые быстросохнущие лаки и краски.

Неисправность устраняется так:

  1. Перекрываем вентиль на соответствующей воде;
  2. Открываем кран, чтобы убедиться в работоспособности вентиля и сбросить избыточное давление в подводке;
  3. Удерживая сгон от проворота одним газовым ключом, вторым отворачиваем контргайку на 3-4 оборота;
  4. Удаляем из просвета между контргайкой и муфтой старую подмотку и накручиваем прядку новой;
  5. Затягиваем контргайку и проверяем подводку под давлением.

Течь контргайки на подводке к радиатору

Помимо выгорания подмотки, здесь добавляется еще пара вероятных причин неисправности:

  • Подвижность радиатора или подводки к нему. Именно поэтому столь часто текут батареи в подъездах, где их часто задевают или используют вместо скамеек в процессе дружеского общения;
  • Отклонение оси резьбы в контргайке от перпендикуляра к ее плоскости. В этом случае любая подмотка даст течь через 2 — 4 недели эксплуатации.

Течь контргайки на подводке к радиатору. Сгон использован в качестве перемычки.

Перемотка контргайки выполняется так же, как на подводке водоснабжения, но с одной оговоркой: стояк отопления должен быть надежно отключен. Сбрасывать его не обязательно — в этом случае вам придется повторно стравливать воздух на верхнем этаже, а вот перекрыть вентиля на стояке абсолютно необходимо. Иначе вы рискуете затопить квартиру и получить серьезные ожоги.

Замена контргайки на фитинг с правильно нарезанной резьбой несколько сложнее.

Если вскоре после перемотки контргайка потекла снова — ее нужно менять.

  1. Сбрасываем парные стояки отопления;

Я говорю о наиболее распространенной схеме с нижним розливом отопления. В домах с верхним розливом отключается и сбрасывается один стояк. Вентиля и сбросы находятся в подвале и на чердаке.

Нижний розлив: подача и обратка отопления находятся в подвале, стояки соединяются попарно перемычками на верхнем этаже.

  1. Сгоняем контргайку по резьбе;
  2. Очищаем резьбу от остатков подмотки;
  3. Выкручиваем и сгоняем по резьбе радиаторную пробку. На радиаторах с односторонним боковым подключением резьба в проходных пробках всегда обычная, правая. Чтобы отвернуть ее, понадобится газовый ключ №3 — №4;
  4. Вынимаем подводку из радиатора. Если разбирается нижняя подводка, вам придется снять сам радиатор с крепления и сместить его по направлению от стояка. Верхняя подводка обычно извлекается из батареи за счет гибкости трубы стояка;

В некоторых случаях приходится отсоединить обе подводки.

  1. Сгоняем пробку и контргайку по длинной резьбе сгона;
  2. Меняем контргайку на новую;
  3. Собираем подводку в обратном порядке. Для подмотки радиаторной пробки используйте лен с краской: полимерной нити на нее уйдет слишком много;
  4. Запускаем стояк отопления;

Стравливаем воздух на верхнем этаже (в случае нижнего розлива) или в расширительном бачке на чердаке (для дома верхнего розлива).

Кран Маевского на радиаторе в квартире верхнего этажа.

Какие преимущества дает соединение труб сгонами?

У соединения неподвижной коммуникационной системы сгонами имеется множество достоинств:

  • при монтажных работах можно отказаться от использования специального прибора для сварки металлических труб;
  • собрать все детали воедино может любой хозяин без специального образования и квалификации по монтажу;
  • легко соблюдать технологические рекомендации по сочленению различных трубных элементов;
  • прочная и надежная состыковка заготовок и трубок без сварочного аппарата;
  • при монтаже создается разборный блок для простоты проведения ремонтных работ и замены основных элементов участка.

Специалисты отмечают и один важный недостаток – возможное появление течи в случае негерметичного сочленения при помощи контргайки.

Важно! Главное условие надежного соединения – точное соответствие габаритов всех элементов, поэтому параметры труб в месте сочленения очень важны. Сантехники рекомендуют следить за тем, чтобы сгон был немного длиннее разрыва.

Back To Top